1. В сочинении-описании автор описывает
предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или
явление так, чтобы было понятно, как он к нему
относится. Подумай: какое чувство или
настроение ты хочешь передать своему читателю?
Сначала автор наблюдает, потом представляет
изображение на «внутреннем экране».
Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит,
то кажется, будто катится камешек. У нее зубки
маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и
очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а
когда заберется в пыльный угол, то начинает
фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий,
желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И
сама она желто-зеленого цвета.
Она мне очень нравится. (Работа
пятиклассницы)
2. Описание – словесное рисование. Сначала
представь предмет, постарайся увидеть его на
«внутреннем экране», а затем опиши. Если это –
живое существо, вспомни его в самом характерном
состоянии.
Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если
посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно
просвечивалось, как стакан свежего липового
меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь,
бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как
гремят семечки.
3. Сочинение-описание подобно фотографии
или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту
из фильма.
В маленькой комнатке на светлом половичке
копошились серые пушистые существа. Они были
похожи на большие клубки шерсти. Клубки
размотались, и за каждым тянулась толстая
шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка
болтались мягкие пушистые уши.
4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок
похож на клубок пушистых ниток; снегирь как
пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.
Придумай и используй в сочинении свои
сравнения.
5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением
конькобежца. Чтобы продвинуться вперед,
конькобежец одной ногой отталкивается, другой
скользит вперед. Так же строится текст. Мы
отталкиваемся от того, что уже было сказано, от
данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли,
добавляем новое, т.е. сведения, ради которых
создается предложение.
6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом
фотографирования, читая твое сочинение.
7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению.
Помоги читателю «войти в тему». Например:
Мой пес замечательный!
Есть у меня…...
Пенал служит для того, чтобы в нем носили
ручку...…
Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне
верно.
В день рождения мне подарили...
8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение.
Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем
тебе близок тот, кого ты описал, как его появление
в твоей жизни тебя обогатило.
Успехов в сочинении! |