1. Внимательно и с выражением
прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую
структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между
собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие
инверсии, простые или сложные, союзные или
бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая
структура стихотворения с делением на строфы и
строки? (Это поможет понять смысловую структуру
стихотворения, увидеть смысловые акценты.)
4. Обратите внимание на особенности
пунктуации (употребление многоточий, тире,
вопросительных и восклицательных конструкций),
определите ее роль (как ритмико-интонационную,
так и смысловую).
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют:
ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова,
создающие смысловые и эмоциональные акценты в
стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся
(сопоставление, противопоставление, усиление
мысли или чувства, параллелизм и пр.);
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие
слова – архаизмы или историзмы, неологизмы,
заимствованная лексика, старославянизмы,
галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или
неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные
слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные,
диалектизмы, просторечные слова);
3) какова их экспрессивная,
эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую
работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или
неологизмы, заимствованные слова, объясните их
(при объяснениях используйте синонимию,
морфемный и словообразовательный анализ и т.д.),
определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном
смысле: какие из них создают метафорические
образы, какие используются для создания таких
разновидностей метафоры, как метонимия,
синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая
роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают
эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся
слова;
4) определите морфологическую принадлежность
повторяющихся слов, какая часть речи наиболее
употребительна в стихотворении или той или иной
его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы,
омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование
других средств точности и выразительности речи:
сравнительных оборотов, двойного отрицания,
обращения, морфологических средств
(повелительного или условного наклонения
глагола, уменьшительных суффиксов
существительного, кратких прилагательных и пр.),
определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец
стихотворения: часто они представляют собой
лексико-грамматическую и смысловую
соотнесенность.
10. Сделайте вывод об
эмоционально-содержательном смысле
стихотворения (интерпретируйте стихотворение).
Кратко запишите свое понимание основного
содержания стихотворения. |