1.Приём
«незаконченного предложения».
Выберите любое суждение по определённой теме обществоведческих знаний,
например, по проблеме нравственности человека, и затем постарайтесь привести
несколько аргументов для доказательства своей позиции.
1)Вопрос: «Какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените больше
всего?».
Ответ: «Из рассмотренных человеческих качеств я ценю более всего… , потому
что…».
2) Вопрос: «Человек совершил хороший поступок в расчёте на вознаграждение.
Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?».
Ответ: «Я думаю, что такой поступок можно оценить как…, потому что…».
2. Приём освоения понятий «тезис», «аргумент».
1) Учащимся предлагается выполнить письменное задание по изучаемой теме по уже
освоенному ими «образцу» «незаконченного предложения»;
2) вводятся понятия «тезис», «аргумент». Тезис- это суждение, истинность
которого доказывается; аргументы (доводы) – это суждения, с помощью которых
обосновывается тезис, это факты, явления общественной жизни, события, жизненные
ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и
др.;
3) учащимся предлагается выделить в своих ответах тезис и аргумент;
4) обсуждение полученных результатов с обязательным словесным поощрением и при
необходимости с корректировкой. Необходимо послушать мнения и других учащихся
класса;
5) в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить 1-2 задания
(если можно, то по выбору учащихся) по изучаемой теме, предполагающих
составление ответа по образцу и выделить в ответе тезис и аргумент.
3. Приём обучения подбору аргументов.
Сначала учащимся предлагается использовать в ответе определённый учителем круг
понятий и терминов: «Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живёт,
чтобы трудиться или трудится, чтобы жить?» Объясните свою точку зрения».
Учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия: «человек –
существо биопсихосоциальное»; «трудовая деятельность»; «Самореализация
личности»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».
4.Приём осознанного использования понятий и терминов на уроке.
Возможны следующие опережающие задания на дом:
1)произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть
предлагаемого суждения или афоризма;
2)произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.
Каждый ученик работает по своей «домашней заготовке», возможна работа в
группах, где происходит обмен домашними заготовками или ставится задача
аргументировать свой вариант ответа. Фактически учащиеся пишут эссе (данный
вариант работы ограничен по времени и объёму).
5. Приём аргументации собственной позиции. |