Анализ художественных произведений в их родовой специфике.
Схема анализа эпического произведения.
1. Время, история создания произведения, его связь с эпохой. 2. Произведение в контексте творчества писателя. 3. Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения. 4. Композиция, сюжет, конфликт. 5. Система образов произведения. 6. Способы выражения авторской позиции. 7. Жанровое своеобразие.
8. Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой
характеристик героев, функция пейзажа, интерьера, роль художественной
детали, выразительно-изобразительные средства в произведении).
Схема анализа драматического произведения.
1. Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось произведение. 2. Мировоззрение и общественная позиция автора. 3. Отражение общественной жизни в произведении. 4. Жанр (трагедия, драма, комедия). 5. Тематика и проблематика. 6. Конфликт и его своеобразие. 7. Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация). 8. Система образов. Речевая характеристика персонажей. 9. Роль авторской ремарки. 10. Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе. 11. Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения.
Схема анализа лирического произведения в старших классах.
1. Время и история создания произведения, его связь с эпохой. 2. Ведущая тема, основной мотив. 3. Система образов, образы центральные и вспомогательные. 4. Композиция лирического произведения. 5. Ведущий художественный прием (например, прием контраста). 6. Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха. 7. Какое настроение создает у учителя система образов и изобразительных средств? 8. К какому жанру относится произведение?
9. Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции
вырастает идея произведения? Определить в тексте места, фрагменты,
фразы, в которых она проявляется наиболее полно?
10. Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы. |