I. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Проанализируйте рассказ М. Веллера «Паук».
Обратите внимание на притчевое начало текста, особенности поединка персонажей,
переплетение голосов автора и персонажей в рассказе. (20 баллов)
II.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Проанализируйте стихотворение Д.
Самойлова, обратите внимание на смысловую значимость формы (перевёрнутый
сонет), символику красного цвета, динамику лирического переживания.
Красная осень
Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нём расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.
Внезапно красным стал окрестный лес
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своём спокойном благородстве.
И это был такой большой закат,
Какого видеть мне не доводилось.
Как будто вся земля переродилась –
И я по ней шагаю наугад. (20 баллов)
III. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Напишите статью в словарь
литературоведческих терминов «Стихотворный размер». (10 баллов)
IV. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭРУДИЦИЯ
1. Соотнесите имена русских писателей и
названия учебных заведений, в которых они учились.
Казанская гимназия
|
М.В.Ломоносов
|
Царскосельский лицей
|
М.Е. Салтыков-Щедрин
|
Петербургское инженерное училище
|
В. А.Жуковский
|
Московская славяно - греко -Латинская академия
|
Д.И.Фонвизин
|
Благородный пансион при Московском университете
|
Л.Н. Толстой
|
Казанский
университет
|
Ф.И.Достоевский
|
Нежинская
гимназия
|
Н.В.Гоголь
|
Гимназия при Московском университете
|
Г.Р.Державин
|
(по 0,5 балла)
2.
Назовите чин и звание
литературного персонажа
Скалозуб —
Самсон Вырин
Троекуров
-
Хлестаков -
Башмачкин -
Чичиков
-
Максим Максимыч
Печорин
Болконский (по 0,5 балла)
3.
Туалеты каких героев изображены в нижеприведённых фрагментах?
а) «Откололи с нее чепец, украшенный розами;
сняли напудренный парик... Булавки дождем сыпались вокруг неё». б) «...фальшивые локоны, гораздо светлее
собственных её волос, взбиты были как парик Людовика IV; рукава
a l imbecile торчали как фижмы у
Маdame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все
бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее,
ушах». в) «Он был в дорогом сером костюме, заграничных, в цвет костюма,
туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным
набалдашником в виде головы пуделя».
(по 0,5 балла за автора, название и персонажа)
4.
Определите название произведения и автора по названным реальным
историческим лицам, упоминаемым в тексте.
а) Пётр1, Карамзин, Хвостов, Берх.
б) Ньютон, Кеплер, Магомет, Льюис, Руссо,
Ливингстон, Наполеон.
в) Некрасов,
Мопассан, Толстой, Золя, Шекспир, Наполеон, Садовский, Тургенев.
(по 1 баллу)
5.
Перед вами заключительные
строчки известных стихотворений
русских поэтов. Впишите первые строчки;
укажите автора и название (если есть).
а) ..................................................
……………………………………..
И нет преград меж ей и нами
-Вот отчего нам ночь страшна!
б) ………………………………..
………………………………………
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром
в)................................
..................................
И жизнь, как посмотришь с холодным
вниманьем вокруг,
-Такая пустая и глупая шутка... (по 0,5 балла за автора и название, по 1
баллу за строчки)
V. Творческое задание.
Представьте себе и опишите, т.е. составьте
словесный «портрет» одного из авторов записей в «Жалобной книге»(1884 г.) А.П. Чехова. Кто,
по- вашему, мог сделать запись (примерный возраст, социальный статус,
характер); что подвинуло именно на эту запись; как он выглядит в момент записи
(жесты, мимика, поза и т.п.).
(15 баллов)
ПАУК
Беззаботность.
Он был обречен: мальчик
заметил его.
С перил веранды он пошуршал
через расчерченный солнцем стол. Крупный: серая шершавая вишня на членистых
ножках.
Мальчик взял спички.
Он всходил на стенку: сверху
напали! Он сжался и упал: умер.
Удар мощного жала — он
вскочил и понесся.
Мальчик чиркнул еще спичку,
отрезая бегство.
Он
метался, спасаясь.
Мальчик не выпускал его из угла перил и стены. Брезгливо поджимался.
Противный.
Враг убивал отовсюду. Иногда кидались двое, он еле
ускользнул. Он дернулся, припадая. Стена была рядом; он
срывался.
Не успел увернуться. Тело
слушалось плохо. Оно было уже не все.
Яркий шар вздулся и прыгнул
снова. Ухода нет.
В угрожающей позе он
изготовился драться. Мальчик увидел, две передние ножки сложились пополам,
открыв из суставов когти поменьше воробьиных.
И когда враг надвинулся
вновь, он прянул вперед и ударил.
Враг исчез.
Мальчик отдернул руку. Спичка
погасла.
Ты смотри…
Он бросался еще, и враг не мог
приблизиться.
Два сразу: один спереди
пятился от ударов — второй сверху целил в голову. Он забил когтями, завертелся.
Им было не справиться с ним.
Коробок пустел.
Жало жгло. Била белая боль.
Коготь исчез.
Он выставил уцелевший коготь
к бою.
Стена огня.
Мир горел и сжимался.
Жало врезалось в мозг и выело
его. Жизнь кончилась. Обугленные шпеньки лап еще двигались: он дрался.
...Холодная струна
вибрировала в позвоночнике мальчика. Рот в кислой слюне. Двумя щепочками он
взял пепельный катышок и выбросил на клумбу.
Пространство там прониклось
его значением, словно серовато-прозрачная сфера. Долго не сводил глаз с
незаметного шарика между травинок, взрослея.
Его трясло.
Он чувствовал себя
ничтожеством. |