I. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА.
1. Создайте киносценарий по рассказу М.М.
Зощенко «Закорючка», используя такие понятия, как эпизод, кадр, смена
кинематографических планов (дальний, средний, ближний, деталь...), звуковое и
цветовое решение и др.
(20 баллов)
2.Сопоставьте восприятие жанровой формы
сонета поэтами 19 и 20 веков.
1.
Сонет
Scorn
not the sonnet? Critic/
Wodsworth
(Не презирай сонета, критик. Водсворт)
Суровый Дант не презирал сонета;
В нём жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Водсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
|
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас его ещё не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные
напевы.
А.С. Пушкин (1830)
|
2. Сонет к форме
|
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.
|
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
В.Я, Брюсов
(20 баллов)
|
П.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Обозначьте основные признаки лирики
как рода литературы (опираясь на
конкретные примеры).
(до 5 баллов)
2.
Выделите тропы и другие художественные средства. Дайте определение видам
стилистических фигур из стихотворения М.И. Цветаевой. Обозначьте особенности
поэтического синтаксиса.
Поэт - издалека заводит речь.
Поэта - далеко заводит речь.
Планетами, приметами...
Притч рытвинами... Между да и нет
Он - даже размахнувшись с колокольни -
Крюк выморочит...Ибо путь комет –
Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности - вот связь его! Кверх лбом –
Отчаятесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарём.
|
Он то, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счёт,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьёт,
Кто в каменном гробу Бастилий —
Как дерево в своей
красе.
Тот, чьи следы - всегда простыли,
Тот поезд, на который все
Опаздывают...
- ибо путь комет –
Поэтов путь: жжя, а не согревая,
Рвя, а не взращивая - взрыв и взлом -
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарём (по 2 балла)
|
Ш.
ЗАДАНИЯ НА ЭРУДИЦИЮ
1. Придумайте 5-6 заданий для проведения
КВН по литературе в 10 классе (учитывается уровень сложности, игровое и
творческое начало).
(от 0,5 до 1балла)
2. Найдите по приметам авторов и героев,
использованных для фоторобота.
Учёный малый, но педант, в люстриновом (с
искрой) пиджаке, с глазами, которые не улыбались даже тогда, когда он смеялся,
с большими красными руками без перчаток, с перстнем, на котором изображена
адамова голова; в целом — серый и узкий, как каминные часы; в домашней
обстановке часто бывает одет в восточный халат, а выходя на улицу, надевает
циммермановскую шляпу, порыжевшую от лет и чисток.
(по 0,5 балла) |