Пятница, 09.12.2016, 18:30

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБЛАСТНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

9-й класс

I тур. Комплексный анализ художественного текста

  • Проанализируйте рассказ В.Лидина «Танцевальная музыка», используя предложенные вопросы или самостоятельно определив аспекты анализа.

— Какая проблема поднимается в рассказе?

— Каким предстаёт в нём образ рассказчика?

— Какие средства создания настроения использует автор?

— Какую роль играет в рассказе мотив воспоминаний?

— Почему рассказ так называется?

(30 баллов.)

II тур. Интерпретация стихотворного произведения

  • Дайте сопоставительный анализ стихотворения Д.В. Давыдова «Романс» и стихотворения Е.А. Баратынского «Разуверение», используя предложенные вопросы или избрав самостоятельный путь анализа.

— Что общего в этих стихотворениях? Почему они стали известными романсами?

— Чем отличаются состояния лирического "я” в каждом стихотворении?

— Каков образный ряд каждого стихотворения? Какими способами авторы передают изменение в настроении лирического "я”?

— Какой смысл придаёт стихотворениям их жанровое своеобразие?

— Как особенности языка и авторского стиля помогают понять настроение и смысл стихотворений?

(30 баллов.)

III тур. Вопросы по истории и теории литературы. Творческое задание

1. Чьи пиры изображены в следующих цитатах? Аргументируйте своё мнение.

А)

Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.

(2 балла.)

Б) Исправник смиренно положил в карман свою бумагу и молча принялся за гуся с капустой. Между тем слуги успели уже несколько раз обойти гостей, наливая каждому его рюмку. Несколько бутылок горского и цимлянского громко были уже откупорены и приняты благосклонно под именем шампанского, лица начинали рдеть, разговоры становились звонче, несвязнее и веселее. (2 балла.)

В) А вот посмотрим, как пойдёт дело после фриштика и бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера, неказиста на вид, а слона повалит с ног. (2 балла.)

Г) Ступай, ступай, да ставь нам на стол всё, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, мёды сорокалетние! Да горилки побольше, не с выдумками горилки, с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела, как бешеная. (2 балла.)

Д) Подали ему ихнего приготовления горячий студинг в огне, — он говорит: "Это я не знаю, чтобы такое можно есть”, — вкушать не стал; они ему переменили и другого кушанья поставили. Также и водки их пить не стал, потому что она зелёная — вроде как купоросом заправлена, а выбрал, что всего натуральнее, и ждёт курьера в прохладе за баклажечкой. (2 балла.)

2. Кто и о ком сказал? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».)

А) Профинтил дорогою денежки голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. (2 балла.)

Б) У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел. (2 балла.)

В) Если кто попадёт на зубок — берегись: отца родного не пощадит для словца и деньгу тоже любит. (2 балла.)

Г) Что за ветреность такая! Вдруг вбежала, как угорелая кошка. (2 балла.)

Д) Только рыскаете по городу, да смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые. (2 балла.)

3. Составьте словарь тропов стихотворения И.А. Бунина «Зелёный цвет морской воды…», записав определения, приведя примеры и определив их смысловую роль в тексте.

Зелёный цвет морской воды
Сквозит в стеклянном небосклоне,
Алмаз предутренней звезды
Блестит в его прозрачном лоне.
И, как ребёнок после сна,
Дрожит звезда в окне денницы,
А ветер дует ей в ресницы,
Чтоб не закрыла их она.

(2 балла за каждый троп.)

4. Прокомментируйте мифологические названия в цитате из стихотворения К.Н. Батюшкова «К друзьям».

Наш друг был часто легковерен;
Был ветрен в Пафосе; на Пинде был чудак;
Но дружбе он всегда остался верен;
Стихами никому из нас не докучал
(А на Парнасе это чудо!)
И жил так точно, как писал…
Ни хорошо, ни худо.

(6 баллов.)

5. Назовите известных актёров, исполнивших роли в фильмах на пушкинские сюжеты. (1 балл за каждый правильный ответ.)

6. Творческая работа. «Я верю, верю, счастье есть…» (С.Есенин). Что, по-вашему, нужно человеку для счастья? (10 баллов.)

10-й класс

I тур. Комплексный анализ художественного текста

  • Проанализируйте произведение А.Кондратьева «Афродита заступница», используя предложенные вопросы и задания или самостоятельно определив аспекты анализа.

— В чём символическое звучание этой истории?

— Какими способами автор создаёт настроение?

— Как в повествовании переосмысливаются известные библейские и мифологические сюжеты? Как бы вы определили особенности жанра произведения?

— Какие культурологические комментарии необходимы для понимания этой истории?

— Какие особенности композиции, языка и стиля способствуют выявлению смысла произведения?

(30 баллов.)

II тур. Интерпретация стихотворного произведения

  • Сопоставьте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» и одноимённое стихотворение Я.В. Смелякова, используя предложенные вопросы или определив свой путь анализа.

— Есть ли в этих стихотворениях основания для сопоставления?

— В чём общность и различие в изображении мыслей и чувств лирического "я” каждого из стихотворений?

— Как каждый из поэтов выражает своё отношение к русскому языку?

— Какими языковыми средствами каждый из поэтов рисует образ чувства?

(30 баллов.)

III тур. Вопросы по истории и теории литературы. Творческое задание

1. Чьи пиры изображены в следующих цитатах? Аргументируйте своё мнение.

А)

На миг умолкли разговоры;
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздаётся звон.
Но вскоре гости понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.

(2 балла.)

Б)

Друзья! Досужный час настал;
Всё тихо, всё в покое;
Скорее скатерть и бокал
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом.

(2 балла.)

В) Гости выпили по рюмке водки тёмного, оливкового цвета, какой бывает только на сибирских прозрачных камнях, из которых режут на Руси печати, приступили со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая, кто на икру, кто на сёмгу, кто на сыр. (2 балла.)

Г)

— Как же у них празднуют свадьбу? — спросил я…

— Да обыкновенно. Сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников; едят, пьют бузу… (2 балла.)

Д) Вместо жирной кулебяки появились начинённые воздухом пирожки; перед супом подали устриц; цыплята в папильотках, с трюфелями, сладкое мясо, тончайшая зелень, английский суп. Посредине стола красовался громадный ананас, а кругом лежали персики, вишни, абрикосы. В вазах — живые цветы. (2 балла.)

2. Кто и о ком сказал? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

А) Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив. (2 балла.)

Б) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила! (2 балла.)

В) Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался. (2 балла.)

Г) Ей, ведь, что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай. (2 балла.)

Д) Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да ещё, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только! (2 балла.)

3. Составьте словарь синтаксических фигур стихотворения М.Ю. Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…», записав определения, приведя примеры и определив их роль в тексте.

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.

(2 балла за каждую фигуру.)

4. Прокомментируйте библейские имена и названия в стихотворении К.Р. «Строфы».

От неё услышал он впервые
Про Того, кто в мир тоски и слёз
Нам любви учения святые
И грехов прощение принёс;
Кто под знойным небом Галилеи
Претерпел и скорбь и нищету,
И Кого Пилат и фарисеи
Пригвоздили ко кресту.

(6 баллов.)

5. Какие произведения русской классики ХIХ века были экранизированы? Назовите исполнителей главных ролей в этих фильмах. (1 балл за каждый правильный ответ.)

6. Творческая работа. «Во что веришь, то и есть» (М.Горький). Подтвердите или опровергните это утверждение. (10 баллов.)

11-й класс

I тур. Комплексный анализ художественного текста

Проанализируйте рассказ А.И. Солженицына «Как жаль», используя следующие вопросы или самостоятельно определив аспекты анализа.

— Какую проблему поднимает автор?

— Какую характеристику вы могли бы дать главной героине рассказа? Почему она так обрадовалась, увидев газету?

— Почему рассказ так называется?

— Как в рассказе передаётся образ эпохи?

— Как язык рассказа помогает понять его смысл?

(30 баллов.)

II тур. Интерпретация стихотворного произведения

Сопоставьте стихотворение И.П. Мятлева «Розы» и стихотворение И.Северянина «Классические розы», используя предложенные вопросы или определив свой путь анализа.

— Есть ли в этих стихотворениях основания для сопоставления?

— В чём общность и различие в изображении мыслей и чувств лирического "я”?

— Какой смысл приобретает в них тема жизни и смерти?

— О каких утратах сожалеет каждый из поэтов?

— Какими способами поэты рисуют образ чувства?

(30 баллов.)

III тур. Вопросы по истории и теории литературы. Творческое задание

1. Чьи пиры изображены в следующих цитатах? Аргументируйте своё мнение.

А)

Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространённой.

(2 балла.)

Б)

Зажгли костёр, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили, Берёсты понадрав.

(2 балла.)

В) Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, и кулебяки и до рябчиков, он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завёрнутой салфеткой бутылке таинственно высовывал из-за плеча соседа, приговаривая: или "дреймадера”, или "венгерское”, или "рейнвейн”. (2 балла.)

Г) Ужинало человек двадцать, не больше, но было очень шумно. Его сиятельство провозгласил тост: "В этой роскошной столовой будет уместно выпить за процветание дешёвых столовых, служивших предметом сегодняшнего базара”. Бригадный генерал предложил выпить "за силу, перед которой пасует даже артиллерия”, и все потянулись чокаться с дамами. (2 балла.)

Д) …Она много курила и всё прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актёров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское… (2 балла.)

2. Кто и о ком сказал? (По повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)

А) Ты и в шестьдесят лет… будешь такая же стрекоза-егоза. (2 балла.)

Б) Вы, должно быть, смолоду очень красивы были. (2 балла.)

В) В вас как будто бы воплотилась вся красота земли. (2 балла.)

Г) Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. (2 балла.)

Д) В прежнее время я бы просто велел отвести его на конюшню и наказать розгами. (2 балла.)

3. Составьте словарь изобразительно-выразительных средств стихотворения А.А. Тарковского «Петровские казни». Запишите их определения, приведите примеры и определите роль в тексте. Как в понимании текста помогает знание русской истории и живописи?

Передо мною плаха
На площади встает,
Червонная рубаха
Забыться не даёт.
По лугу волю славить
С косой идёт косарь.
Идёт Москву кровавить
Московский государь.
Стрельцы, гасите свечи!
Вам, косарям, ворам,
Ломать крутые плечи
Идёт последний срам.
У, буркалы Петровы.
Навыкате белки!
Холстинные обновы.
Сынки мои, сынки!

(2 балла за каждый правильный ответ.)

4. Прокомментируйте исторические имена и названия, упомянутые в стихотворении Н.С. Гумилёва «Швеция».

...Для нас священная навеки
Страна, ты помнишь ли, скажи,
Тот день, как из Варягов в Греки
Пошли суровые мужи?
Ответь, ужели так и надо,
Чтоб был, свидетель злых обид,
У золотых ворот Царьграда
Забыт Олегов медный щит?
..................................
И неужель твой ветер свежий
Вотще нам в уши сладко выл,
К Руси славянской, печенежьей
Вотще твой Рюрик приходил?

(8 баллов.)

4. Какие произведения русской классической литературы ХХ века были экранизированы? Назовите исполнителей главных ролей в этих фильмах. (1 балл за каждый правильный ответ.)

5. Творческая работа. «Надеюсь, верую, вовеки не придёт ко мне позорное благоразумие...». (В.Маяковский). Согласны ли вы, что это утверждение поэта правомерно? (10 баллов.)

Категория: ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ | Добавил: admin (30.05.2013)
Просмотров: 1262 | Теги: олимпиада по русской литературе, творческие задания по русской литер, олимпиадное задание по литературе, задания для олимпиады по литературе | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0