1. Проанализируйте рассказ И.Гофф «Большой
вальс», пользуясь следующими вопросами и
заданиями, или придумайте свою логику анализа
текста.
— О чём этот рассказ и почему он так
называется?
— Каков образ эпохи в рассказе?
— Почему в письме содержится просьба не
смотреть фильм ещё раз?
— Какой смысл имеет в рассказе образ деда?
— О чём вы задумались после чтения рассказа?
(15 баллов.)
2. Дайте интерпретацию стихотворения
П.А. Вяземского «Дорожная дума», используя
следующие вопросы и задания или предложив свой
путь анализа.
— Охарактеризуйте облик лирического "я” в
этом стихотворении.
— Меняется ли он по ходу текста?
— Какими способами создаётся настроение
стихотворения?
— Как художественная структура текста
помогает понять его содержание?
— Какие литературные ассоциации вызывает
этот текст?
(15 баллов.)
3.
— С кем из перечисленных русских писателей и
поэтов встречался в жизни А.С. Пушкин? Что вы
знаете об этих встречах?
(М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.А. Дельвиг,
В.А. Жуковский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой,
Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Ф.И. Тютчев,
Ф.Н. Глинка.)
(По 0,5 балла за каждый правильный ответ, по 0,5
балла за каждый комментарий.)
— Перечислите изобразительно-выразительные
средства языка, использованные в стихотворении
Д.В. Давыдова «Ответ», выписав для этого
необходимые примеры.
Я не поэт, я — партизан, казак,
Я иногда бывал на Пинде, но наскоком,
И беззаботно, кое-как,
Раскидывал перед Кастальским током
Мой независимый бивак.
Нет, не наезднику пристало
Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой…
Пусть грянет Русь военною грозой —
Я этой песни запевало!
(5 баллов.)
— Дайте историко-культурный комментарий к
строчкам из стихотворения Д.Кедрина «Грибоедов».
Бросив английский клоб, обрядился в халат
Чаадаев,
В сумасшедший колпак, и в моленной сидит в
бороде...
Дождик выровнял холмики на островке Голодае:
Спят в земле декабристы, а их отпевает Фаддей.
(5 баллов.)
— Напишите сочинение-миниатюру на тему
«Время течёт…». (6 баллов.)
10-й класс
1. Проанализируйте рассказ Ю.Л. Слёзкина
«Новелла», используя следующие вопросы и
задания, или придумайте свою логику анализа
текста.
— К какому литературному направлению можно
отнести рассказ Ю.Л. Слёзкина?
— Какую роль играет в рассказе диалог?
— Какую роль в рассказе играют речевые
характеристики героев?
— Какими чувствами вы бы объяснили
самоубийство писателя?
— Каково авторское отношение к описанной
истории? Аргументируйте свою точку зрения.
(15 баллов.)
2. Дайте интерпретацию стихотворения
А.А. Григорьева «Комета», используя следующие
вопросы и задания или предложив свой путь
анализа.
— Каков облик лирического "я” в этом
стихотворении?
— Почему стихотворение так называется?
— Какими способами выражаются в нём мысли и
чувства?
— Как элементы художественной структуры
стихотворения помогают понять его содержание?
— В чём философский подтекст стихотворения?
(15 баллов.)
3.
— Кто из перечисленных русских писателей и
поэтов был участником войны 1812 года? Что вы
знаете об их военной биографии?
(А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь,
П.Я. Чаадаев, В.А. Жуковский,
П.А. Вяземский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов,
Л.Н. Толстой, Ф.Н. Глинка, А.Н. Радищев.)
(По 0,5 балла за каждый правильный ответ, по 0,5
балла за каждый комментарий.)
— Перечислите изобразительно-выразительные
средства языка, использованные в стихотворении
А.К. Толстого «Не ветер, вея с высоты…»,
выписав для этого необходимые примеры.
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты —
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье.
(5 баллов.)
— Дайте историко-культурный комментарий к
строкам из стихотворения Е.А. Баратынского
«Пироскаф».
Нужды нет, близко ль, далеко ль до брега!
В сердце к нему приготовлена нега.
Вижу Фетиду; мне жребий благой
Емлет она из лазоревой урны:
Завтра увижу я башни Ливурны,
Завтра увижу Элизий земной!
(5 баллов.)
— Напишите сочинение-миниатюру на тему
«Убить время…». (6 баллов.)
11-й класс
1. Проанализируйте рассказ Тэффи «Курорт»,
используя следующие вопросы и задания, или
придумайте свою логику анализа текста.
— Какие мысли и чувства вызывает у вас
рассказ?
— Докажите, что автор изображает ситуацию на
курорте с иронией.
— Можно ли утверждать, что в рассказе есть
грустный подтекст?
— Какими способами автору удаётся передать
свои ощущения читателю?
— Дайте характеристику языку произведения.
В чём его художественное своеобразие?
(15 баллов.)
2. Дайте интерпретацию стихотворения
Л.Н. Мартынова «Вода», используя следующие
вопросы или предложив свой путь анализа.
— Какие мысли и чувства вызывает это
стихотворение?
— Какие философские проблемы поднимает в
нём автор?
— Каков эмоциональный пафос текста? Как он
создаётся?
— Какие образы и интонации показались вам
самыми неожиданными и почему?
— Какие особенности формы текста помогают
понять его содержание?
(15 баллов.)
3.
— Кто из перечисленных русских писателей и
поэтов эмигрировал из России в годы Гражданской
войны? Кто из них впоследствии вернулся на
Родину?
(А.А. Ахматова, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок,
В.В. Маяковский, М.А. Цветаева, И.А. Бунин, А.И.
Куприн, А.Н. Толстой, З.Н. Гиппиус, Н.С. Гумилёв.)
(По 0,5 балла за каждый правильный ответ на
первый вопрос, по 0,5 балла за каждый правильный
ответ на второй вопрос.)
— Перечислите изобразительно-выразительные
средства языка, использованные в стихотворении
И.А. Бунина «Обрыв Яйлы. Как руки фурий…»,
выписав для этого необходимые примеры.
Обрыв Яйлы. Как руки фурий,
Торчит над бездною из скал
Колючий, искривлённый бурей
Сухой и звонкий астрагал.
И на заре седой орлёнок
Шипит в гнезде, как василиск,
Завидев за морем спросонок
В тумане сизом красный диск.
(5 баллов.)
— Дайте историко-культурный комментарий к
строкам из стихотворения О.Э. Мандельштама
«Айя-София».
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зелёных мраморных столбов…
(5 баллов.)
— Напишите сочинение-миниатюру на тему
«Времена не выбирают».
(6 баллов.) |