I. Интерпретация прозаического текста. Напишите
рецензию на рассказ И.А. Бунина «Последняя осень».
(25 баллов)
II. Интерпретация лирического текста. Дайте
комплексный анализ стихотворения Н. Заболоцкого.
Ночной сад
|
О, сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют виолончелей!
О, сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных елей!
Он целый день метался и шумел.
Был битвой дуб, и тополь - потрясеньем.
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
Переплетались в воздухе осеннем.
|
Железный Август в длинных сапогах
Стоял вдали с большой тарелкой дичи.
И выстрелы гремели на лугах,
И в воздухе мелькали тельца птичьи.
И сад умолк, и месяц вышел вдруг
Легли внизу десятки длинных теней,
И толпы лиц вздымали кисти рук,
Скрывая птиц под купами растений.
|
О, сад ночной, о, бедный сад ночной,
О, существа, заснувшие надолго!
О, вспыхнувший над самой головой
Мгновенный пламень звёздного осколка!
1936 (25 баллов)
|
III. Теория и история литературы.
1. Определите жанровую принадлежность
приведённых фрагментов.
1) Любовь
России, страх врагов,
Страны полночной Героиня,
Седми пространных морь брегов
Надежда, радость и богиня,
Велика Анна, ты доброт
Сияешь светом и щедрот...
2) «Я разорился от
воров!»
«Жалею о твоём я горе».
«Украли пук моих стихов!»
«Жалею я об воре».
|
3) Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает.
4) Эдгар: Он в обморок упал. Мой государь! Кент: Разбейся,
сердце! Как ты не разбилось? Эдгар: Очнитесь, государь!
Кент: Не мучь. Оставь
В покое дух его. Пусть он отходит.
Кем надо быть, чтоб вздёргивать опять
Его на дыбу жизни для
мучений?
|
5) Если у тебя есть фонтан, заткни его - дай отдохнуть и
фонтану.
|
6) Имя где для тебя? Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!
Лиры нет для тебя!
Что песни? - Отзыв неверный
Поздней молвы о
тебе!
|
(По 1 баллу за фрагмент +1 за автора и
название)
2. При переводе на языки народов Востока
названия известных произведений русских писателей заметно изменились.
Соотнесите «обратный» перевод заглавий с русскими оригиналами.
«Рудин»
«Метель»
«Станционный
смотритель»
«Война и мир»
«Капитанская дочка»
|
«Последний крах
кровавых битв в Северной Европе»
«Плачущие цветы
и трепещущие ивы». «Война и любовь»
«Перекати-поле»
«Родительская любовь»
«Знак судьбы из бури»
|
3. Объясните смысл следующих
историко-культурных реалий:
«Отечественные записки», «Колокол», «Телескоп», «Современник», «Арзамас», «Беседа
любителей Русского слова» (до 2 баллов
за название)
4. В
сюжетах русской классики достаточно часто встречается дуэль. Назовите
произведение и участников подобного поединка. Вспомните условия, на которых
сражаются герои. Насколько точно распределяются у выбранного вами автора
традиционные функции участников поединка - дуэлянтов, секундантов, врачей?
(8 баллов)
5.
Назовите различные типы внесюжетных элементов в произведениях русских
писателей XIX
века (по 1 баллу + 1 балл за пример).
IV. Творческое
задание. Напишите миниатюру на тему «Море», используя следующие
изобразительно - выразительные средства: метафора, сравнение, эпитет,
гипербола, синтаксический параллелизм, рефрен.
(10 баллов) |