20 мая 1882 г. – 10 июня 1949 г.
Нобелевская премия по литературе, 1928 г.
Норвежская писательница Сигрид Унсет родилась в Калуннборге, в Дании,
и была старшей из трех дочерей в семье известного норвежского археолога
Ингвалда Мартина Унсета и урожденной Анны Шарлотты Гив, датчанки. Когда
Сигрид было два года, семья переехала в Христианию (ныне Осло), столицу
Норвегии, где Ингвалд Унсет занял пост директора Музея древностей.
Впоследствии Сигрид вспоминала, как совсем еще маленькой девочкой играла
с экспонатами музея; в дальнейшем она не раз помогала отцу в музейной
работе.
Рассчитывая, что Сигрид будет заниматься наукой, родители посылают ее
в школу с совместной формой обучения, однако девочке пришелся не по
душе царивший там либерализм, и, после смерти отца, в 1893 г. она
перешла в коммерческое училище.
В связи со сложным материальным положением семьи и необходимостью
дать образование сестрам Сигрид пошла работать с 17 лет клерком в
электротехническую компанию. В свободное время У. много читала, особенно
норвежские саги, с которыми познакомил ее отец и которые оказали
серьезное влияние на ее творчество, интересовалась также ботаникой и
живописью и начала писать.
В 1905 г. рукопись первого, исторического романа У. была возвращена
издательством со следующей запиской: «Не пишите больше исторические
романы... Попробуйте написать что-нибудь современное». Последовав этому
совету, она обратилась к темам современной жизни браку, материнству и
взаимоотношениям людей в современном Осло – в романе «Фру Марта Оули»
("Fru Marta Oulie", 1907). В следующем году выходит сборник новелл У.
«Счастливый возраст ("Den lykkelige alder"), в центре которых находятся
одаренные, но оторванные от жизни женщины Второй роман У. «Вига-Льот и
Вигтис» ("Fortellingen от Viga-Ljot og Vigdis", 1909) написан в
подражание и по мотивам древнеисландских саг. Высоко оценив описания
норвежского сельского пейзажа, критики тем не менее довольно сдержанно
отнеслись к первым литературным опытам писательницы.
Вскоре после выхода в свет своего второго романа У. получает
государственную стипендию, уходит из конторы, где она проработала десять
лет, совершает путешествие по Германии и Италии и в Риме влюбляется в
норвежского художника Андерса Кастеса Сварстада, женатого человека,
который был старше ее на тринадцать лет. Это чувство У. описала в
следующем романе «Йенни» ("Jenny", 1911), истории трагической любви
молодой женщины, артистической натуры, к немолодому человеку и его сыну.
Этот автобиографический роман, действия которого происходят в Норвегии и
Италии, стал первым успехом начинающего автора.
В 1912 г. У. вышла замуж за Сварстада, который развелся с женой, и
после рождения их первого сына они вернулись в Норвегию и жили сначала в
Ски, а затем на ферме в окрестностях маленького городка Лиллехаммера,
где родились их второй сын и психически неполноценная дочь. С. 1912 по
1920 г. писательница выпустила два сборника новелл, роман «Весна»
("Vaaren", 1914) и сборник повестей «Отражения в зеркале» ("Splinten av
troldspeilet", 1917). В «Весне» проводится мысль о том, что компромисс в
браке может привести к большим несчастьям, чем внебрачная любовь. В
новеллах и повестях изображены женщины с сильным характером, которые,
как правило, справляются с трудностями и невзгодами современной жизни.
Во время первой мировой войны У. подвергает сомнению такие расхожие
понятия и течения общественной жизни Норвегии, как феминизм, социализм,
либерализм, пацифизм. После периода духовных исканий она в соответствии
со своими консервативными взглядами в 1924 г. принимает католичество, а в
1925 г. разводится с мужем на том основании, что католическая церковь
не признает развод Сварстада с его первой женой, которая была еще жива.
У. продолжает заниматься историей, убеждаясь, что «только святые
могут объяснить стремление человека к счастью, миру, справедливости и
доброте». Глубокая религиозность писательницы дает себя знать в ее
наиболее известной трилогии «Кристин, дочь Лавранса» ("Knstm
Lavransdatter"), состоящем из романов «Венец» ("Kransen", 1920),
«Хозяйка» ("Husfrue", 1922) и «Крест» ("Korset", 1922) В центре
трилогии, действие которой происходит в Норвегии XIV в., находится
гордая и красивая дочь богатого землевладельца, вышедшая замуж за
недостойного человека, переносящая лишения и невзгоды и в конце концов
гибнущая во время эпидемии чумы.
Хотя писательница не вывела в трилогии ни одного исторического
персонажа, атмосфера средневековой жизни передана очень точно. В
рецензии 1923 г. критик Эдвин Бьеркман отметил, что Норвегия XIV в
описана с таким знанием дела, что кажется, будто действие происходит не
шесть столетий назад, а сегодня утром, у нас во дворе». Кристин, как
заметил Бьеркман, может быть «плодом поэтического воображения», но при
этом роман не грешит ни патетикой, ни сентиментальностью. У. совместила
современный метод психологического анализа с повествовательной манерой
норвежских саг, с их упором на сюжет, а не на рассуждения рассказчика.
Американский критик Альрик Густафсон в 1940 г. писал, что был поражен
«легкостью письма, отсутствием книжности, нарочитости...».
В основу следующего исторического романа У. легла сага об Олафе, сыне
Эудюна; в свое время именно этот роман был отклонен столичными
издателями. Состоящий из двух книг – «Владелец Хествикена» ("Olav
Audunsson i Hestvi-ken", 1925) и «Олаф и его дети» ("Olav Audunss0n og
hans born", 1927), этот роман, подобно трилогии «Кристин, дочь
Лавранса», также представляет собой длинную средневековую историю, в
которой злоключения персонажей часто становятся следствием их чрезмерной
гордости. Как и многие другие критики, Густафсон считал, что эпос об
Олафе уступает эпосу о Кристин, поскольку «он более мрачен, более
трагичен и более дидактичен, чем история Кристин».
У. была удостоена Нобелевской премии по литературе за 1928 г.
«главным образом за запоминающееся описание скандинавского
средневековья». В речи на церемонии награждения представитель Шведской
академии Петр Хальстрем проследил творческий путь У., начиная с ее
ранних рассказов, в которых «она описывает жизнь [современных женщин] с
сочувствием, но и с безжалостной прямотой... рассказывает об их судьбах с
непререкаемой логикой». Хальстрем подробно остановился на понятии славы
и чести в ее книгах, а также на описании сложных взаимоотношений между
мужчинами и женщинами. В заключение он назвал лауреата «поэтическим
гением, черпающим свои силы в величии и стойкости духа». У. не выступала
с Нобелевской лекцией, сказав в краткой ответной речи, что «мне легче
писать, чем говорить, тем более – говорить о себе».
Пять романов, выпущенных У. со времени присуждения ей Нобелевской
премии и до начала второй мировой войны, написаны на современные темы с
позиций набожной католички и уступают романам 20-х – начала 30-х гг. как
по колориту, так и по глубине. В эти же годы У. пишет многочисленные
статьи, вошедшие, в частности, в сборник «Вехи» ("Etapper: Ny rcekke",
1933).
В 1939 г. умирают мать и дочь писательницы. Когда Норвегия в апреле
1940 г. была оккупирована немецкими войсками, У. вступила в движение
Сопротивления, но вскоре была вынуждена бежать в Швецию. Нацисты
запретили в Норвегии и в Германии ее статьи, обличающие расовую
нетерпимость и отстаивающие религиозные убеждения. В сентябре 1940 г. У.
вместе с сыном Гансом отправляется в Соединенные Штаты, в Нью-Йорк, где
живет до конца войны, выступая с лекциями и поддерживая связь с
находящимся в Лондоне норвежским правительством в изгнании. Старший сын
У., Андерс, погиб в Норвегии в апреле 1940 г. По возвращении в конце
войны на родину У. была награждена Большим крестом ордена Святого Олафа
«за выдающиеся заслуги в литературе и служении народу». У. скончалась от
инсульта в Лиллехаммере в июне 1949 г.
Хотя произведения У., как ранние, так и поздние, читаются мало,
критики по-прежнему высоко оценивают трилогию «Кристин, дочь Лавранса»,
которая начиная с 20-х гг. неоднократно переиздавалась в Норвегии и в
США. В 1940 г. Альрик Густафсон писал, что «Из современных прозаиков У.
уступает, пожалуй, только Томасу Манну». Густафсон также
сравнивал ее с Джордж Элиот и Вальтером Скоттом. В 1985 г. американский
исследователь А. Медликотт положительно отозвался о произведениях У.,
отметив их современную направленность и назвав трилогию «Кристин, дочь
Лавранса» «величайшим романом... безусловно, одним из лучших в нашем
столетии». |