26 сентября 1888 г. – 4 января 1965 г.
Нобелевская премия по литературе, 1948 г.
Американский поэт Томас Стернз Элиот родился в Сент-Луисе (штат
Миссури). Он был младшим из семерых детей в семье. Среди его предков был
преподобный Уильям Гринлиф Элиот, основатель Вашингтонского
университета в Сент-Луисе, а с материнской стороны Айзек Стернз, один из
первых переселенцев Массачусетса. Отец Э., Генри Уэр Элиот, был богатым
промышленником, а мать, урожденная Шарлотта Стернз, женщина
образованная и литературно одаренная, написала биографию Уильяма
Гринлифа Элиота, а также драму в стихах «Савонарола».
Закончив частную школу Смит-акэдеми в Сент-Луисе, Э. год проучился в
частном массачусетском колледже и в 1906 г. поступил в Гарвардский
университет. Талантливый, незаурядный студент, Э. закончил
университетский курс за три года и получил диплом магистра на четвертом
курсе.
В это время Э. пишет стихи в «Харвард адвокет» («Harvard Advocate») и
является редактором этого журнала с 1909 по 1910 г. Затем он едет в
Париж, где посещает лекции в Сорбонне и изучает французскую литературу,
прежде всего поэтов-символистов. Еще в Гарварде он заинтересовался
символизмом, читал поэта-символиста Жюля Лафорга и книгу Артура Саймонса
«Движение символизма в литературе», которая оказала большое влияние на
развитие поэта.
Вернувшись в 1911 г. в Гарвард, Э. пишет диссертацию об английском
философе-идеалисте Ф.Г. Брэдли, изучает санскрит и буддизм. По
Шелдонской стипендии он едет сначала в Германию, а затем в Англию, где
изучает философию в оксфордском Мертон-колледже, в котором преподавал
Брэдли. После долгих колебаний и сомнений Э. решает посвятить себя
литературе и не возвращаться в Гарвард для защиты диссертации. Он
остается в Лондоне и пишет стихи. При содействии Эзры Паунда и Уиндэма
Льюиса некоторые из них были напечатаны в 1915 г. Чтобы заработать себе
на жизнь, он около года занимался преподавательской деятельностью, затем
служил клерком в банке «Ллойде»; в 1925 г. он начинает работать в
издательстве «Фейбер энд Гуайэр» (впоследствии «Фейбер энд Фейбер»),
сначала литературным редактором, а затем одним из директоров фирмы.
В 1915 г. Э. женился на Вивьен Хейвуд. Хотя брак оказался
несчастливым, Элиоты прожили вместе 19 лет. После развода Вивьен
поместили в психиатрическую больницу, где она умерла в 1947 г.
С 1917 по 1919 г. Э. работает заместителем главного редактора журнала
«Эгоист» («Egoist»). Его ранние стихотворения появляются в различных
периодических изданиях, в том числе в «Католической антологии»
(«Catholic Anthology») Эзры Паунда в 1915 г. Два новых поэтических
сборника Э. «Пруфрок и другие наблюдения» («Prufrock and Other
Observations») и «Стихи» («Poems») были опубликованы Вирджинией и
Леонардом Вульф в «Хогарт-пресс» («Hogarth Press») соответственно в 1917
и 1919 гг. Написанные под влиянием Лафорга, стихи обоих сборников несут
на себе печать глубокого разочарования действительностью. В «Любовной
песне Дж. Альфреда Пруфрока» («The Love Song of J. Alfred Prufrock»),
первой значительной поэме Э., запечатлен герой – «услужливый,
почтительный придворный, благонамеренный, витиеватый...» (пер.
А. Сергеева) – и мучительно нерешительный, косноязычный, особенно с
женщинами. «Пруфрок» явился вехой в поэзии XX в., многие критики писали о
значении этой поэмы, а американский поэт Джон Берримен считал, что с
«Пруфрока» берет начало современная поэзия.
Одновременно с ростом популярности Э.-поэта быстро утверждалась и
репутация Э. – литературного критика. Начиная с 1919 г., он постоянный
автор «Тайме литерэри сапплмент» («Times Literary Supplement»),
литературного приложения к «Тайме». Там была опубликована серия статей
Э. о елизаветинской и якобинской драме, которые наряду с другими
критическими статьями и обозрениями вошли в сборник эстетических работ
Э. «Священный лес» («The Sacred Wood», 1920). В статьях о Шекспире,
Данте, Драйдене, Марло, Джоне Донне, Джордже Герберте, Эндрю Марвелле Э.
пытался «вернуть поэта к жизни, что является великой, непреходящей
задачей критики». Эссе Э. «Воздавая должное Джону Драйдену» («Homage to
John Dryden», 1924) и «Избранные эссе» («Selected Essays», 1932) явились
программными для возникновения влиятельного критического течения,
известного как кембриджская школа, а позднее в Соединенных Штатах как
новая критика. Кроме того, Э. ввел в литературный обиход два важнейших
для развития критической мысли понятия: objective correlative –
согласование эмоционального начала с объективным изображением конкретной
психологической ситуации, соответствие между чувством и «набором
предметов, ситуацией, цепью событий, которые являются формулой,
вызывающей именно это чувство»; и dissociation of sensibility (распад
восприимчивости), под которым Э. подразумевал утрату целостности
«мышления» в поэзии после XVII в. Многие критические взгляды Э. нашли
свое отражение в журнале «Крайтерион» («Criterion»), весьма влиятельном
критическом издании, выходившем 4 раза в год с 1922 по 1939 г.
В 1922 г. Э. опубликовал поэму «Бесплодная земля» («The Waste Land»),
которую его друг и наставник Эзра Паунд назвал «самой длинной поэмой,
когда-либо написанной на английском языке».
Своей гиперболой (поэма состоит всего из 434 строк) Паунд намекает на
поэтическую концентрацию и обилие аллюзий в поэме. (Паунд, кстати,
принимал участие в редактуре окончательного варианта поэмы, которую он
сократил на треть.) «Бесплодная земля», лучшее, по мнению многих
влиятельных критиков, произведение Э., наложившее отпечаток на
последующее развитие поэзии, состоит из пяти частей, которые
объединяются сквозными темами бесплодия и размывания ценностей.
«Бесплодная земля», в которой отразились сомнения и разочарования
послевоенного поколения, выразила интеллектуальный настрой целой эпохи. В
1927 г. Э. крестился по обряду англиканской церкви и в том же году
получил британское подданство. В предисловии к сборнику эссе «В защиту
Ланселота Эндрюса» («For Lancelot Andrewes») он называет себя
«англокатоликом в религии, классицистом в литературе и роялистом в
политике». Еще будучи американским студентом, Э. проявлял живой интерес к
культуре страны своих предков, сокурсники в шутку даже называли его
«англичанином во всем, кроме акцента и гражданства». И если принятие
британского подданства в какой-то степени отвечало его юношеским
устремлениям, то его переход в англиканскую церковь был отходом от
семейных традиций унитарианства, хотя и удовлетворял потребность Э.,
пуританина по происхождению, в строгих и четких моральных установках. В
поэме «Пепельная среда» («Ash Wednesday», 1930) со всей очевидность
проявились душевные терзания, которыми сопровождалось его обращение в
англиканскую веру. Именно в этот период интеллектуального и душевного
разброда Э. переводит поэму Сен-Жон Перса «Анабасис» («Anabasis», 1930),
своего рода духовную историю человечества, и знакомит англоязычного
читателя с творчеством близкого Э. по духу французского поэта.
В 30-е гг. Э. пишет поэтические драмы. «Камень» («The Rock», 1934) и
«Убийство в соборе» («Murder in the Cathedral», 1935) предназначались
для религиозных спектаклей. «Убийство в соборе» представляет собой
философское моралите о муках св. Томаса Беккета и считается лучшей
пьесой Э. Она с большим успехом шла в театрах Европы и Соединенных
Штатов. Его пьесы о современной жизни – «Воссоединение семьи» («The
Family Retinion», 1939), «Вечерний коктейль» («The Cocktail Party»,
1950), «Личный секретарь» («The Confidential Clerk», 1954) и «Пожилой
государственный деятель» («The Elder Statesman», 1959) – считаются менее
удачными. Автору во многом не удалась попытка наполнить современным
содержанием темы античной трагедии. «Вечерний коктейль», правда, в свое
время пользовался успехом на сценах театров по обе стороны Атлантики.
Поэмы 40-х гг. «Четыре квартета» («Four Quartets», 1943), «Бёрнт
Нортон» («Burnt Norton», 1941), «Ист Кокер» («East Coker», 1940), «Драй
Сэлвейджес» («The Dry Salvages», 1941) и «Литтл Гиддинг» («Little
Gidding», 1942) считаются многими критиками наиболее зрелыми
поэтическими произведениями Э. Каждая поэма – это размышления, навеянные
созерцанием различных пейзажей, в которые поэт вплетает свои суждения
об истории, времени, природе языка, а также личные воспоминания.
В 1948 г. Э. присуждается Нобелевская премия по литературе «за
выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Член Шведской
академии Андерс Эстерлинг в своей речи подчеркнул, что у стихов Э. «есть
особое свойство – способность врезаться в сознание нашего поколения с
остротой алмаза». «Я считаю вручение Нобелевской премии поэту
подтверждением общечеловеческой ценности поэзии, – сказал Э. в ответной
речи. – Ради одного этого следует время от времени награждать поэтов;
Нобелевскую премию я рассматриваю не как признание своих собственных
заслуг, но как символ значимости поэзии».
В 1957 г. Э. женился на Эсме Валери Флетчер. Поэт скончался в
1965 г., в возрасте 76 лет, и был похоронен в Ист-Кокер, деревне в
Сомерсете, откуда в середине XVII в. его предок Эндрю Элиот отправился в
Америку.
Э. был удостоен многих наград. Среди них британский орден «За
заслуги» (1948), французский орден Почетного легиона (1954), премия Гёте
Ганзейского союза (1954). Э. имел 16 почетных степеней английских,
американских и европейских университетов и был почетным членом советов
Магдален-колледжа и Мер тон-колледжа (Оксфорд).
На протяжении своей жизни Э. часто ездил на родину, навещал родных,
выступал с лекциями, занимался издательской деятельностью. Поэт получил
много американских наград и был членом научного совета Института
фундаментальных исследований в Принстоне в 1948 г. и членом совета
американской Библиотеки конгресса с 1947 по 1954 г.
Критическая и текстологическая литература, посвященная творчеству Э.,
продолжает расти и после смерти поэта. По мнению американского критика
Ирвина Эренпрайса, «поэзия Э. проникает в глубины морали и психологии.
Э. понимал меняющуюся, парадоксальную природу наших самых скрытых эмоций
и суждений и пытался выразить этот парадокс в своем стиле». Стиль Э.,
считает Эренпрайс, отличается «нарушением синтаксиса и смысла, привлекая
таким образом внимание читателя, заставляя его по-новому взглянуть на
задачи и ценности литературного творчества».
«Двоякая задача Э. заключалась в том, – писал английский критик
М. Брэдбрук, – чтобы найти истолкование своей эпохи, держа, как учил
величайший из поэтов, Зеркало лицом к Природе, и вместе с тем следовать
образцам истинного совершенства». |