16 марта 1839 г. – 7 сентября 1907 г.
Нобелевская премия по литературе, 1901 г.
Французский поэт Рене Сюлли-Прюдом (настоящее имя Рене Франсуа Арман
Прюдом) родился в Париже. Его отец умер, когда мальчику исполнилось два
года, и семья осталась без средств к существованию. Вместе со своей
овдовевшей матерью Клотильдой (Кейо) Прюдом и старшей сестрой Рене
переезжает к дяде. В возрасте восьми лет он поступает в лицей Бонапарта,
где увлекается математикой, классическими языками и французским
стихосложением. После окончания лицея Рене, один из лучших учеников в
классе по математике, готовится к поступлению в политехническую школу,
собираясь стать инженером, но из-за серьезной болезни глаз ему пришлось
отказаться от своих планов.
Вынужденный искать работу, С.-П. устраивается конторщиком на фабрику,
а с 1860 г. зарабатывает на жизнь, служа клерком в нотариальной
конторе. По вечерам Рене изучает философию и пишет стихи. Свой первый
поэтический сборник «Стансы и стихотворения» ("Stances et poemes") он
выпустил в 1865 г. под псевдонимом Сюлли-Прюдом (полное имя отца) и
получил высокую оценку влиятельного критика Шарля Огюстена Сент-Бева.
В следующем году издатель Альфонс Лемер включил стихи С.-П. в
сборник, озаглавленный «Современный Парнас» ("Le Parnasse
contemporain"), явившийся литературным манифестом «парнасцев» – молодых
поэтов, выступивших против лирической экзальтированности романтической
школы. Лемер также переиздал «Стансы и стихотворения» и сборник сонетов
С.-П. «Испытания» ("Les Epreuves"). В течение последующих трех лет
из-под пера молодого поэта выходят написанные по мотивам античного мифа
«Авгиевы конюшни» ("Les Ecuries d'Augias", 1866), сборник «Итальянские
зарисовки» ("Croquis italiens", 1866...1868) и «Одиночество» ("Les
Solitudes", 1869). В этих произведениях звучат темы безответной любви, а
также конфликта между наукой и религией. Получив отказ от кузины, на
которой он хотел жениться, С.-П. остается на всю жизнь, холостяком.
В начале 1870 г. поэт испытал сильное потрясение, когда в течение
буквально нескольких дней умирают его мать, дядя и тетя. В июле того же
года началась франко-прусская война, и С.-П. вступает добровольцем в
ополчение. Лишения, испытанные им в течение длительной осады Парижа
прусской армией, еще более ослабили и без того слабое здоровье поэта, и к
тому времени, когда осада французской столицы была снята, у С.-П.
отнялись ноги. Во время лечения он пишет патриотические стихи, которые
были изданы отдельной книгой под названием «Военные впечатления»
("Impressions de la guerre", 1870).
Следующее значительное поэтическое произведение С.-П. – «Напрасная
нежность» ("Les Vaines tendresses", 1875) – пронизано щемящей тоской,
как и «Одиночество», и содержит наиболее часто включаемые в антологии
стихи поэта. В поэме философского характера «Справедливость» ("La
Justice", 1878), написанной в форме диалога под влиянием поэзии
Лукреция, звучит мысль о том, что справедливость следует искать не во
внешнем мире, а в душе человека. В «Счастье» ("Le Bonheur", 1888),
эпической поэме из 4 тыс. строк, утверждается, что счастья человек
достигнет благодаря любознательности, науке, добродетели и жертвенности.
Говоря о влиянии гуманистических идеалов С.-П. на французскую
литературу, американский исследователь французского происхождения Жан
Альбер Беде писал, что «он выводит поэзию из тьмы, в которую она была
надолго ввергнута пессимизмом позитивистов, а также учит тому, что
дорога к счастью лежит через страдания, самопожертвование и братскую
любовь».
В «Поэтическом завещании» ("Le Testament poetique"), сборнике статей,
опубликованном в 1900 г., С.-П. выступил в защиту классического
французского стихосложения, против «свободного» стиха, а также подверг
критике символистов и декадентов.
В 1901 г. С.-П. стал первым лауреатом Нобелевской премии по
литературе за «выдающиеся литературные достоинства, в особенности же за
высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необычное
сочетание душевности и таланта, о чем свидетельствуют его книги».
Вручение Нобелевской премии С.-П. стало неожиданностью для всех тех, кто
считал наиболее вероятным претендентом Льва Толстого.
В своей приветственной речи С.Д. Вирсен, член Шведской академии,
особо отметил, что С.-П. «отличается пытливым и наблюдательным умом,
который... проникся нравственным величием человека... и с этой точки
зрения он лучше большинства писателей олицетворяет то, что Альфред
Нобель называл «идеалистическими тенденциями в литературе». Из-за
болезни С.-П. в церемонии награждения не участвовал, и диплом лауреата
был вручен послу Франции в Швеции.
Уже серьезно больной, поэт обращается к христианской апологетике
Блеза Паскаля и пишет трактат «Истинная религия Паскаля» ("La Vraic
Religion selon Pascal", 1905). В своем последнем произведении
«Психология свободного выбора» ("Psychologie du libre arbitre", 1906)
С.-П. приходит к заключению, что свобода выбора заложена в природе, а
стало быть, оправданна.
С.-П. умер 7 сентября 1907 г. на своей вилле в Шатне-Малабри под Парижем.
Писатель, в свое время весьма уважаемый как в литературных, так и
академических кругах, С.-П. сейчас известен мало, даже во Франции.
Отдельные стихотворения поэта переводятся, включаются в антологии,
однако в настоящее время литературоведы не уделяют его творчеству
большого внимания. С.-П. известен как основатель литературной премии,
которую он учредил для молодых французских поэтов на средства,
оставшиеся от Нобелевской премии. |