16 сентября 1888 г. – 3 июня 1964 г.
Нобелевская премия по литературе, 1939 г.
Финский романист Франс Эмиль Силланпя родился в крестьянской семье в
Хяменкюрё, на юго-западе Финляндии. Следуя местным обычаям, его отец,
Франс Коскинен, взял себе фамилию по названию той местности, где он
проживал: Силланпя (дословно – «предмостное укрепление», «плацдаром»).
За десять с лишним лет до женитьбы на Луизе Вильгемине Иисаксдоттер
старший Силланпя переехал в Хяменкюрё, где из поколения в поколение жила
семья его будущей жены. Женившись, он построил небольшую ферму, где и
родился будущий писатель. Старший брат и сестра С. умерли в детстве.
Родители, люди бедные, все же накопили денег, чтобы Франс мог пойти в
среднюю школу в Тампере. Он учился прилежно и получил стипендию,
позволившую ему в 1908 г. поступить в Хельсинкский университет, где
изучал биологию, намереваясь стать врачом. В это же время он
познакомился с известными в городе людьми, бывал у Йернфелтсов,
представителей литературной и художественной богемы. Хотя С. так и не
закончил университет, изучение биологии убедило его в том, что поведение
человека биологически мотивировано.
В университете С. много читал, особенно любил Стриндберга, Метерлинка
и Гамсуна, говорил даже, что «Пан» и «Виктория» действуют на него
опьяняюще. Литература была для С. выходом из мучивших его
психологических проблем, свои первые рассказы он печатает в столичных
журналах и газетах еще в годы учебы и Довольно быстро становится
известен.
В 1913 г. С. бросает учебу в университете, возвращается домой и
начинает писать. Его первый роман «Солнце и жизнь» («Elama ja aurinko»)
был опубликован в 1916 г. Впоследствии С. со смехом рассказывал, как его
издатель, чтобы заставить его закончить роман, запирал незадачливого
автора в номере отеля. «Солнце и жизнь», где рассказывается о летних
приключениях трех молодых людей, мужчины и двух женщин, получил
благожелательные отзывы и, по словам финского критика Лаури Вильянена,
был «для первого романа исключительно хорош».
В 1916 г. С. женился на Сигрид Марии Саломяки, дочери фермера из
соседней деревни, у них было восемь детей, один из которых умер в
детстве.
В 1917 г., в год, когда Финляндия получила государственную
независимость, выходит сборник новелл С. «Дети человеческие в шествии
жизни» («Ihmislapsia elaman saatossa»), а в 1919 г. – первое крупное
произведение писателя, роман «Праведная бедность» («Hurskas kurjuus»),
навеянный трагическими событиями гражданской войны в Финляндии.
В «Праведной бедности» С., первым из финских писателей, осознал весь
ужас вооруженной борьбы между «красными» и «белыми»; не вставая на
чью-либо сторону, он воочию показал жестокость, страдание и боль этих
лет. Хотя современному читателю роман может показаться монотонным и
невыразительным, в 1919 г. он имел успех, был встречен с интересом и
пониманием. Роман, в котором С. с бесстрашной объективностью изобразил и
«белых» и «красных», стал первым шагом на пути выхода страны из
кризиса; он помог финнам излечиться от тяжкой психической травмы, и в
1920 г. С. получает от правительства Финляндии пожизненную стипендию.
В последующие годы С. выпускает несколько сборников новелл, в числе
которых «Хилту и Рагнар» («Hiltu ja Ragnar», 1923), «Под защитой
ангелов» («Enkelten suojatit» 1923), «На земле» («Мааn tasalta» 1924),
«Дом в горах» («Tollinmaki» 1925), «Причастие» («Rippi», 1928) и
«Спасибо тебе, Господь, за эти мгновения...» («Kiitos hetkista,
Herra...», 1930), благодаря которым становится известен не только в
Финляндии, но и в других Скандинавских странах. Самым же большим успехом
пользовался его роман «Усопшая в юности» («Nuorena Nukkunut» 1931),
принесший писателю европейскую славу.
В центре романа тихая жизнь и смерть молодой одинокой девушки из
знатной, но обедневшей семьи. Натура тонкая и чистая, сохранившая
доброту и мягкость, несмотря на многочисленные невзгоды, героиня никак
не вписывается в свою среду. Особенно удались писателю характер девушки и
описание природы. Американский писатель и переводчик Филлипс Карлтон в
рецензии l933 г. заметил: «Личность независимая, она живет своей жизнью,
словно далекая, неведомая планета, двигающаяся по своей орбите. В
результате происходит переоценка ценностей: по мере развития
повествования внешний мир словно бы тускнеет, зато иллюзии героини
выходят на первый план...» «Роман, – продолжает Карлтон, – отличается
продуманностью, незабываемой красотой языка».
Одновременно с романом «Усопшая в юности» пишется роман «Путь
мужчины» («Miehen tie»), опубликованный в 1932 г. Историк литературы
Якко Ахокас сравнил этот роман с произведениями английского писателя
Д.Г. Лоуренса. При этом, как заметил Ахокас, «у обоих авторов ощущается
связь между сменой времен года и переменами в жизни людей. В романе С.
чувствуется дыхание эпоса...»
«Люди в летнюю ночь» («Ihmiset suviyossa», 1934) считается главным
произведением С. и часто сравнивается с поэмой в прозе из-за размытости
композиции и повышенной эмоциональности. Ахокас полагает, что «Люди в
летнюю ночь» – «самое продуманное и сложное из произведений писателя»,
отмечая, что «биологическая концепция времени сказывается на манере
повествования, течение времени воспринимается разными персонажами
по-разному». Вильянен, еще более высоко оценивший роман, отмечает, что
«мало кому удается из крохотного эмбриона – в данном случае маленькой
деревушки – вырастить сложную, многозначную, необъятную в своих духовных
проявлениях жизнь». «С. – ...поэтический мечтатель, у которого нежный
лиризм сочетается с проницательным интеллектуальным анализом...»
В 1939 г. С. находится в состоянии тяжелой депрессии, вызванной,
по-видимому, смертью жены, началом второй мировой войны, а также войной
между Финляндией и Советским Союзом. В этом же году писатель женится на
Анне Армиа фон Герцен, однако брак оказался непродолжительным и
несчастливым.
В это сложное для С. и его страны время он получает Нобелевскую
премию по литературе за 1939 г. «за глубокое проникновение в жизнь
финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».
Из-за войны торжественная церемония награждения не проводилась, однако
С. получил медаль и диплом лауреата на заседании Шведской академии в
декабре 1939 г. В своей речи Пер Хальстрём выразил сочувствие финскому
народу от имени членов академии, сказав «Мы преисполнены восхищения не
только вами, но и вашим народом...»
Еще в 1930 г, у С. появляются первые признаки интелектуального и
эмоционального кризиса, когда писатель чувствовал, что творческие силы
покидают его. Несмотря на присуждение ему Нобелевской премии, писатель
пребывает в депрессивном состоянии и с 1940 по 1943 г. находится в
психиатрической клиники, однако продолжает писать. «Август» («Elokuu»,
1941) и «Красота и страдания человеческой жизни» («Ihmiselon ihanuus ja
kurjuus», 1945) отличаются глубоким пессимизмом, герои этих произведений
– несчастные писатели и поэты, считающие себя неудачниками, – мотив,
безусловно, автобиографический.
Последней книгой писателя стал трехтомник воспоминаний, куда вошли
«Парень жил своей жизнью» («Poika eli elamaansa», 1953), «Рассказываю и
изображаю» («Kerron ja kuvailen», 1955) и «Главное событие дня» («Paiva
korkeimmillaan», 1956). Высокий, широкоплечий мужчина, лысый и
бородатый, с пристрастием к алкоголю, С. стал наконец в эти годы
любимцем нации, ее патриархом, за которым утвердилось прозвище Дедушка. В
последние годы жизни писатель часто выступал по радио и пользовался
огромной популярностью. С. умер в Хельсенки в 1964 г.
Лаури Вильянен писал о литературных достижениях С.: «Ни одному
финскому писателю еще не удавалось «подметить» мельчайшие события,
происходящие на деревенской улице, в избах и в шалашах, в любое время
дня и ночи, в праздники и будни. Едва ли будет преувеличением сказать,
что как психолог С. – уникальное явление в европейской прозе». Финский
критик и очеркист Кай Лайтинен отмечал, что «для С. человек является
частью природы: в его героях ощущается огромная жизненная сила, та сила,
благодаря которой растут деревья и рождаются звери...». |