24 апреля 1845 г. – 28 декабря 1924 г.
Нобелевская премия по литературе, 1919 г.
Карл Фридрих Георг Шпиттелер, швейцарский поэт, романист и эссеист,
родился в Листале, неподалеку от Базеля. Когда его отец,
правительственный чиновник, был в 1849 г. назначен казначеем Швейцарской
Конфедерации, семья переехала в Берн, а Карл остался жить у тети в
Базеле и посгупил в местную гимназию. Позже он вернулся в Листаль,
откуда совершал ежедневные поездки в Базельскую гимназию, в которой по
ряду предметов получил подготовку на университетском уровне.
С ранних лет проявив способности к музыке и рисованию, Ш. поначалу
намеревался стать художником, однако в гимназии попал под влияние
филолога Вильгельма Вакернагеля и историка Якоба Буркхардта, которые
зародили в нем интерес к эпической поэзии, особенно к произведениям
Лудовико Ариосто, итальянского поэта эпохи Возрождения. Вскоре Ш.
начинает писать собственные стихи.
В 1863 г. уступив желанию отца, Ш. поступает в Цюрихский университет,
на факультет права С 1865 по 1870 г. он изучает теологию в Цюрихе,
Гейдельберге и Базеле, намереваясь быть священником, но затем отклоняет
предложение стать пастором в Арозе, в кантоне Граубюнден, чтобы иметь
возможность заняться литературой. В 1871 г. Ш. становится домашним
учителем в семье русского генерала и восемь лет живет в Петербурге,
изредка выезжая в Финляндию. За то время он заканчивает свою первую
значительную эпическую поэму «Прометей и Эпиметей» ("Prometheus und
Epimetheus", 1881), которую он задумал еще будучи студентом в
Гейдельберге Написанная ритмизованной прозой, поэма представляет собой
современную аллегорию с метафорическими параллелями к конфликтам и
противоречиям современной эпохи.
Вернувшись в 1879 г. в Швейцарию, Ш. издает эту поэму на собственные
средства под псевдонимом Карл Феликс Тандем Однако выход «Прометея»
остается незамеченным, и Ш. приходит к выводу, что не сможет
обеспечивать себя литературным трудом В 1881 г. он становится учителем в
Нойвевилле (кантон Берн), где через два года женится на своей ученице,
Мари дер Хофф. В это же время Ш. работает журналистом в газетах Базеля
(1885...1886) и Цюриха (1890 1892) и продолжает писать, из-под его пера
выходят: «О сверхъестественном» ("Extramundana", 1883) поэма, написанная
белым стихом, «Бабочки» ("Schmetterhnge", 1889) сборник лирических
стихотворений, прозаические произведения «Маленький Фред из клана
Колдери» ("Fnedli der Kolderi", 1891) и «Густав» ("Gustav", 1892), а
также сборник сатирических стихотворений «Литературные притчи»
("Litteransche Gleichnisse", 1892)
В 1892 г. жена Ш. получает от родителей наследство, и он целиком
посвящает себя литературе В Люцерне, куда писатель переезжает с семьей,
были написаны: «Баллады» ("Balladen", 1896), «Ущелье Сен-Готард» ("Der
Gotthard", 1897), повесть «Лейтенант Конрад» ("Conrad der Leutnant",
1898) и сборник критических эссе «Забавные истины» ("Lachende
Wahrheiten", 1898).
Идеалист и классицист, Ш. не мог в то время рассчитывать на широкую
популярность. Тем не менее он был замечен и оценен такими писателями и
критиками, как Йозеф Виктор Видманн, литературный редактор «Бернер бунд»
("Berner Bund"), а также немецким философом Фридрихом Ницше, который в
1887 г. рекомендовал его на должность редактора мюнхенского журнала
«Кунстварт» («Художественное обозрение»). По иронии судьбы, когда спустя
десять лет Ш. вновь, уже под своим именем, опубликовал «Прометея и
Эпиметея», его обвинили в том, что он позаимствовал тему своей поэмы у
Ницше, из «Так говорил Заратустра». Поскольку поэма вышла в свет раньше
книги Ницше, Ш. вынужден был защищаться от обвинений в плагиате, что и
нашло отражение в брошюре «Мои отношения с Ницше» ("Meine Beziehungen zu
Nietzsche", 1908).
Широкая известность пришла к Ш. после выхода в свет эпической поэмы
«Олимпийская весна» ("Olympischer Fruhlmg"), ставшей вершиной творчества
поэта, которая печаталась частями с 1900 по 1905 г, а полностью вышла в
1910 г. Сложнейший конгломерат мифологии, юмора, фантазии, религии и
аллегории, написанный ямбическим гекзаметром, эта поэма состояла из пяти
книг и растянулась на 600 страниц. «Олимпийская весна» была признана
шедевром немецкоязычной литературы после того, как в 1904 г. знаменитый
дирижер Феликс Вейнгартнер опубликовал о ней хвалебную статью.
Ш продолжает жить в уединении, избегает высказываний по политическим и
религиозным вопросам. Тем не менее в 1914 г. он выступает в поддержку
нейтралитета Швейцарии, решительно отвергая идею о том, что
немецкоязычную Швейцарию следует рассматривать как «расового союзника»
Германии. В результате писатель лишился поддержки тех, кто способствовал
росту его популярности, зато удостоился награды французов, вручивших
ему в 1916 г. медаль Общества франкоязычных писателей.
В 1920 г. в возрасте 75 лет Ш. получает Нобелевскую премию по
литературе 1919 г. «за несравненный эпос "Олимпийская весна"». Член
Шведской академии Харальд Йерне назвал мифологию Ш. «уникальной формой
выражения, в которой в борьбе свободного волеизъявления с навязанной
необходимостью предстают на уровне идеального воображения человеческие
страдания, надежды и разочарования». Премия была вручена послу Швейцарии
в Швеции, поскольку сам Ш. был болен и на церемонии награждения
присутствовать не мог. Он умер четыре года спустя, в декабре 1924 г., в
Люцерне. |