26 июля 1856 г. – 2 ноября 1950 г.
Нобелевская премия по литературе, 1925 г.
Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу родился в Дублине и был
третьим ребенком в семье Джорджа Карра Шоу и его жены Элизабет
(урожденной Герли). Отец Ш., государственный служащий, впоследствии
незадачливый торговец зерном, был алкоголиком, а мать не лишенной
таланта певицей и музыкантом-любителем. Несмотря на принадлежность к
солидному англоирландскому протестантскому сословию, в социальном и
финансовом отношении семья Шоу переживала нелегкие времена, о чем
Бернард, разумеется, догадывался. Учился мальчик сначала дома, а затем –
в католической и протестантской дневных школах, после чего в возрасте
шестнадцати лет устроился работать клерком в агентство по продаже
недвижимости. Определенное влияние на подростка оказал модный учитель
музыки, дирижер Джон Ванделер Ли, который учил Элизабет пению и жил в
доме Шоу на правах друга семьи. Воспитываясь в музыкальной среде,
Бернард полюбил музыку и сам научился играть оперные партитуры на
фортепиано.
Оставив мужа, Элизабет Шоу вместе с двумя дочерьми последовала в
1873 г. за Ли в Лондон. Через три года к ним присоединился и Бернард,
решивший стать литератором и по заказу Ли сочинявший статьи на
музыкальные темы. Каждое утро Ш. писал по пять страниц прозы, в полдень
занимался в Британском музее, а вечером посещал лекции и диспуты
Поскольку ни один из пяти романов, созданных им с 1879 по 1883 г,
напечатан не был, молодой человек всецело зависел от скудного заработка
матери, дававшей уроки музыки.
В 1882 г. лекция американского реформатора Генри Джорджа привлекла
внимание Ш. к социальным проблемам. Помимо книги Джорджа «Прогресс и
бедность» и других трудов по экономике, начинающий писатель читал
«Капитал» Маркса, а в 1884 г. вместе с Сиднеем Веббом вступил в
«Фабианское общество», созданное в том же году для распространения
социалистических идей и которому Ш. посвятил 27 лет жизни, нередко
выступая с лекциями по три раза в неделю.
В Британском музее Ш. встретился с Уильямом Арчером, театральным
критиком, который предложил ему писать о театре и в 1886 г.
порекомендовал Ш. в еженедельник «Уорлд» ("World"). С 1885 по 1888 г. Ш.
публикует также рецензии в «Пэлл-Мэлл газет» ("Pall Mall Gazette") и
под псевдонимом Корно ди Бассето – музыкальные рецензии в «Стар»
("Star"), новой, столичной газете с массовым тиражом, а в 1890 г.
становится штатным музыкальным критиком в «Уорлд» Поэт У. Оден называл
Ш, «быть может, лучшим музыкальным критиком всех времен»
В 1895 г. Ш. становится театральным критиком в лондонском журнале
«Сэтердей ревью» ("Saturday Review") и в своих статья выступает с резкой
критикой Генри Ирвинга, ведущего режиссера того времени, за отсутствие
интереса к Генрику Ибсену и за вольную трактовку шекспировских пьес Ш.
также высмеивает популярные пьесы Артура Пинеро и мещанские мелодрамы
Скриба и Сарду, противопоставляя им театр социальный, реалистически
изображающий современную жизнь. Творчеству Ибсена Ш. посвятил лекцию,
прочитанную на заседании «Фабианского общества» в 1890 г., а в следующем
году драматург написал критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма» ("The
Qumtessmce of Ibsemsm"), явившийся первым на английском языке
исследованием творчества норвежского драматурга, а также манифестом
новой драмы Книга вызвала интерес у Дж. Т. Грейна, постановщика пьесы
Ибсена «Привидения», и он предложил Ш. сочинить пьесу для Независимого
театра В 1892 г, передав пьесу, созданную пять лет назад в соавторстве с
Уильямом Арчером, Ш. пишет «Дома вдовца» ("Widowers' Houses"), свое
первое произведение для театра.
Многообещающего начала, однако, не получилось пьеса была встречена
сдержанно и снята с постановки после двух спектаклей. В течение
последующих шести лет Ш. пишет девять полнометражных пьес и одну
одноактную Ставить вторую его пьесу «Сердцеед» ("The Philanderer",
1893), грустную историю о выгодном, но несчастном браке, не взялся ни
один режиссер, а пьеса «Профессия миссис Уоррен» ("Mrs Warren's
Profession"), поднимавшая тему проституции, была и вовсе запрещена.
Отказавшись идти на уступки цензуре, Ш. издает свои пьесы на
собственные средства преуспевающего журналиста, а также за счет Шарлотты
Пейн Таунсенд, ирландской меценатки и социалистки, на которой он
женился в 1898 г. Двухтомный сборник «Пьесы приятные и неприятные»
("Plays Pleasant and Unpleasant") вышел в год их свадьбы. Уже в первых
своих пьесах Ш. использует дотошные сценические ремарки, из-за чего они
читаются порой как романы «Неприятные пьесы», как писал Ш, «призваны
заставить зрителей взглянуть на неприятные факты» скажем, на
несоответствие между аристократическими замашками представителей
среднего класса и неприглядными источниками их доходов в «Профессии
миссис Уоррен». В «приятных» же пьесах «Оружие и человек» ("Arms and the
Man", 1894), «Кандида» ("Candida", 1897), «Избранник судьбы» ("The Man
of Destiny", 1897) и «Поживем увидим» ("You Never Can Tell", 1899) –
предпринимается попытка показать превосходство реализма над
натурализмом.
Хотя «Кандида» имела в Нью-Йорке шумный успех уже в 1903 г, в Англии
Ш. стал известен позже, когда он, его жена и Харли Гренвилл-Баркер сняли
в аренду здание Лондонского «Ройял Корт тиэтр», чтобы
продемонстрировать возможности драмы идей Пьесы Ш. в постановке Джона
Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера 1904...1907 гг. были настолько
популярны, что из 988 спектаклей, игравшихся в «Ройял Корт тиэтр» в эти
годы, 701 был поставлен по его произведениям.
«Человек и сверхчеловек» ("Man and Superman", 1905), одна из самых
удачных пьес Ш, имевшая огромный успех у критиков и у зрителей, является
философской комедией, где автор делится своими взглядами на религию,
женщин, брак. В оперном третьем акте, озаглавленном «Дон Жуан в аду» и
часто исполнявшемся отдельно, «комедия нравов превращается в космическую
драму», как писала критик Марджери Морган «Майор Барбара» ("Major
Barbara"), социальная сатира, также написанная в 1905 г, представляет
собой напряженный интеллектуальный спор между религиозными убеждениями и
мирскими амбициями, между ханжеством и искренностью. В «Пигмалионе»
("Pygmalion", 1913) сатирическому осмеянию подвергается социальная
манерность, способствующая усилению классовых различий. Впоследствии по
мотивам этой пьесы Алан Джей Лернер и Фредерик Лоу написали мюзикл «Моя
прекрасная леди» ("My Fair Lady", 1956).
Во время первой мировой войны Ш. активно занимается политикой В
ноябрьском номере «Нью-стейтсмен» ("New Statesman") за 1914 r,
радикального журнала, созданною Ш. в 1913 r совместно с Беатрисой и
Сиднеем Вебб, драматург помещает большой очерк «Война с точки зрения
здравого смысла», в котором критикует и Англию, и Германию, призывает
обе страны к переговорам, осмеивая слепой патриотизм. После этой
публикации Ш. исключается из Клуба драматургов и теряет нескольких
друзей. В 1916 г. он выступает в поддержку Ирландского восстания и в
защиту англоирландского дипломата сэра Роджера Кейсмента, который
прибегнул к помощи Германии в поисках поддержки ирландского
освободительного движения, был обвинен в государственной измене и
казнен.
В послевоенной пьесе «Дом, где разбиваются сердца» ("Heartbreak
House") Ш. показывает утрату духовных ценностей поколения,
ответственного за кровопролитие. В этой трагикомедии политика и
экономика сочетаются с сюрреалистическим видением мира «Назад к
Мафусаилу» ("Back to Methuselah", 1922), наиболее неоднозначная и
сложная пьеса Ш., типичный образец пьесы-дискуссии, состоит из пяти
связанных между собой пьес и начинается в Эдеме, а заканчивается в год
31920-й нашей эры. В этом растянутом и тяжеловесном произведении
чувствуется влияние теории творческой эволюции Бергсона, а также дают себя знать фабианские взгляды Ш., согласно которым человеческий интеллект способен преобразовать общество.
После канонизации Жанны д'Арк в 1920 г. Ш. находит новую героиню и
тему для своей единственной трагедии «Святая Иоанна» ("Saint Joan",
1924) Иоанна, по Ш., отличается остроумием, практичностью и энергией,
которыми восхищается автор, а также невинностью и богатым воображением,
несущими угрозу для представителей духовенства, которых Ш. наделяет
макиавеллиевскими чертами.
Нобелевская премия по литературе в 1925 г. не присуждалась, а в
1926 г. была вручена Ш. «за творчество, отмеченное идеализмом и
гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с
исключительной поэтической красотой». Как сказал член Шведской академии
Пер Хальстрем, «Ш. – автор пьес стал одним из наиболее ярких драматургов
наших дней, а Ш. – автор предисловий к пьесам может считаться Вольтером
нашего времени». Будучи принципиальным противником всевозможных премий,
Ш. на церемонию награждения не приехал, и премию вместо него вручили
Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На причитающиеся лауреату
деньги Ш. учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков, в
особенности переводчиков Стриндберга.
В 1928 г. Ш. выпустил «Руководство для умной женщины по вопросам
социализма и капитализма» ("The Intelligent Woman's Guide to Socialism
and Capitalism") – рассуждение на политические и экономические темы. В
своих последних пьесах Ш. отходит от реализма, использует приемы
античной комедии.
После смерти жены, последовавшей в 1943 г., Ш. переезжает из Лондона в
свой дом в Хертфордшире. В возрасте 94 лет, вскоре после своего дня
рождения, работая в саду, он упал и сломал бедро. Умер Ш. 2 ноября
1950 г.
Споры критиков вокруг наследия Ш. в основном вызваны противоречием
между Ш. – сатириком и Ш. – социальным реформатором. При жизни он
обвинялся во фривольности, и в «слишком безответственном, – как говорил
Макс Бирбом, – чувстве юмора». В остроумии Ш. Оден почувствовал дух
Россини, «живость, ясность и виртуозность великого мастера оперы-буфф».
По мнению английского поэта и критика Стивена Спендера, по своему
мировоззрению Ш. – это «двухмерный гигант, передвигающийся в своем
собственном двухмерном мире» Литературовед Джон Мэтьюз воспринимает Ш.
«...чужестранцем, наблюдательным ирландцем в разладе с обществом,
которое значило для него меньше, чем люди, которых он знал и любил». «Ш.
– продолжатель великий традиции, – писал американский критик Жак
Берзен. – Он пользовался всем, что есть в театральных кладовых и у умах
людей... Пьесы Ш. – это богатейшее драматургическое наследие». |