24 мая 1905 г. – 2 февраля 1984 г.
Нобелевская премия по литературе, 1965 г.
Русский писатель Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе
Кружилин казачьей станицы Вёшенская в Ростовской области, на юге России.
В своих произведениях писатель увековечил реку Дон и казаков, живших
здесь и защищавших интересы царя в дореволюционной России и выступавших
против большевиков во время гражданской войны.
Его отец, выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной
казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы, а мать,
украинка, вдова донского казака, наделенная от природы живым умом,
выучилась грамоте, чтобы переписываться с сыном, когда тот уехал учиться
в Воронеж.
Учебу Ш. прервала революция 1917 г. и гражданская война. Окончив
четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил в Красную Армию – и это
несмотря на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии,
боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде
тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в
кровопролитных боях на Дону. С первых дней революции Ш. поддерживал
большевиков, выступал за Советскую власть. В 1932 г. он вступил в
коммунистическую партию, в 1937 г. был избран в Верховный Совет СССР, а
двумя годами позже – действительным членом Академии наук СССР. В 1956 г.
Ш. выступил на XX съезде КПСС, а в 1959 г. сопровождал советского
лидера Н.С. Хрущева в его поездках по Европе и США. В 1961 г. Ш. стал
членом ЦК КПСС.
В 1922 г., когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Ш.
приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной
группы «Молодая гвардия», работал грузчиком, разнорабочим,
делопроизводителем. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были
напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете, – первый
рассказ «Родинка».
Летом 1924 г. Ш. вернулся в станицу Вёшенская, где и жил, почти
безвыездно, всю оставшуюся жизнь. В 1925 г. в Москве вышел сборник
фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под заглавием
«Донские рассказы». В «Истории советской литературы» критик Вера
Александрова пишет, что рассказы этого сборника впечатляют «сочными
описаниями природы, богатыми речевыми характеристиками персонажей,
живыми диалогами», отмечая, однако, что «уже в этих ранних произведениях
чувствуется, что «эпический талант Шолохова» не вмещается в узкие рамки
рассказа».
С 1926 по 1940 г. Ш. работает над «Тихим Доном», романом, принесшим
писателю мировую известность. «Тихий Дон» печатался в Советском Союзе
частями: первый и второй том вышли в 1928...1929 гг., третий – в
1932...1933 гг., а четвертый – в 1937...1940 гг. На Западе два первых
тома появились в 1934 г., а следующие два – в 1940 г.
Главный, наиболее известный роман Ш. «Тихий Дон» представляет собой
эпическое повествование о первой мировой войне, революции, гражданской
войне, об отношении к этим событиями казачества. Один из главных героев
романа Григорий Мелехов – вспыльчивый, независимо мыслящий казак, храбро
воевавший с немцами на фронтах первой мировой войны, а затем, после
свержения самодержавия, оказавшийся перед необходимостью выбора, –
сражается сначала на стороне белых, потом – на стороне красных и в конце
концов оказывается в отряде «зеленых». После нескольких лет войны
Григорий, подобно миллионам русских людей, оказался духовно
опустошенным. Двойственность Мелехова, его противоречивость, душевные
метания делают его одним из самых известных трагических героев советской
литературы.
Первоначально советская критика отнеслась к роману довольно
сдержанно. Первый том «Тихого Дона» вызвал нарекания тем, что в нем
описывались события дореволюционной жизни с «чуждых», как тогда
выражались, позиций; второй том не устраивал официальных критиков,
поскольку отличался, по их мнению, антибольшевистской направленностью. В
письме к Ш. Сталин писал, что не согласен с трактовкой в романе образов
двух коммунистов. Однако, несмотря на все эти критические замечания,
ряд известных деятелей советской культуры, в т. ч. и Горький,
основоположник социалистического реализма, горячо поддержали молодого
писателя, всячески способствовали завершению эпопеи.
В 30-е гг. Ш. прерывает работу над «Тихим Доном» и пишет роман о
сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации,
проводившейся в соответствии с первым пятилетним планом (1928...1933).
Озаглавленный «Поднятая целина», этот роман, как и «Тихий Дон», начал
выходить частями в периодике, когда первый том еще не был закончен.
Подобно «Тихому Дону», «Поднятая целина» была встречена официальной
критикой в штыки, однако члены Центрального Комитета партии сочли, что в
романе дается объективная оценка коллективизации, и всячески
способствовали публикации романа (1932). В 40...50-е гг. писатель
подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. завершил работу
над вторым томом.
Во время второй мировой войны Ш. – военный корреспондент «Правды»,
автор статей и репортажей о героизме советского народа; после
Сталинградской битвы писатель начинает работу над третьим романом –
трилогией «Они сражались за Родину». Первые главы романа увидели свет на
страницах «Правды» уже в 1943...1944 гг., а также в 1949 и 1954 гг.,
однако отдельным изданием первый том трилогии выходит только в 1958 г.
Трилогия так и осталась незаконченной – в послевоенные годы писатель
значительно перерабатывает «Тихий Дон», смягчает свой сочный язык,
пытается «обелить» носителей коммунистической идеи.
Пятидесятилетний юбилей Ш. праздновался по всей стране, писатель
получил орден Ленина – первый из трех. В 50-е гг. начинается также
публикация в периодике второго, заключительного тома «Поднятой целины»,
однако отдельной книгой роман вышел только в 1960 г., по поводу чего
высказывались предположения, будто идеи писателя расходятся с курсом
компартии. Автор тем не менее отрицал, что когда-либо руководствовался в
своем творчестве цензурными соображениями. С конца 50-х гг. Ш. пишет
очень мало.
В 1965 г. Ш: получил Нобелевскую премию по литературе «за
художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное
для России время». В своей речи во время церемонии награждения Ш.
сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и
героев».
В 70-е гг. Александр Солженицын, осуждаемый членами партии (в т. ч. и
Ш.) за критику социалистической системы, обвинил Ш. в плагиате, в
присвоении произведений другого казачьего писателя, Федора Крюкова,
умершего в 1920 г. Тем самым Солженицын дал ход обвинениям, имевшим
место еще в 20-е гг. и широко распространившимся в 70-е гг. На
сегодняшний день, впрочем, подобные обвинения остаются
бездоказательными.
Ш. женился в 1924 г., у него было четверо детей; писатель умер в станице Вёшенская в 1984 г. в возрасте 78 лет.
Произведения Ш. остаются по-прежнему популярными у читателей.
Переработав «Тихий Дон», он заслужил одобрение советской официальной
критики; что же касается западных специалистов, то они считают
первоначальную версию романа более удачной. Так, американский критик,
выходец из России, Марк Слоним сравнивает «Тихий Дон» с эпопеей Толстого
«Война и мир», признавая, правда, что книга Ш. «уступает гениальному
творению своего великого предшественника». «Ш., идя по стопам своего
учителя, совмещает биографию с историей, батальные сцены – с бытовыми,
движение масс с индивидуальной психологией, – пишет Слоним, – он
показывает, как социальные катаклизмы влияют на судьбы людей, как
политическая борьба ведет к счастью или краху».
По мнению американского исследователя Эрнеста Симмонса,
первоначальный вариант «Тихого Дона» – это не политический трактат. «Это
роман не о политике, хотя и перенасыщен политикой, – писал Симмонс, – а
о любви. «Тихий Дон» – это великая и вместе с тем трогательная история
любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской
литературе». Отмечая, что герои переработанного варианта романа
«реагируют на события 1917...1922 гг. в духе коммунистов 50-х», Симмонс
высказывает мнение, что «тенденциозность окончательного варианта романа
вступает в противоречие с его художественной целостностью».
Слоним утверждал, что «Поднятая целина», считавшаяся слабее «Тихого
Дона», «не идеологическое произведение... это живо написанный,
традиционный по манере роман, в котором отсутствует элемент
назидательности». Симмонс с этим не соглашается, называя «Поднятую
целину» «искусной советской пропагандой, тщательно замаскированной в
художественном повествовании». Указывая на роль Ш. как пропагандиста и
апологета социализма, американский литературовед Эдвард Браун, как и
другие современные критики, отдает должное незаурядному мастерству Ш. –
прозаика, автора «Тихого Дона» в его первоначальном варианте. В то же
время Браун разделяет распространенную точку зрения, в соответствии с
которой Ш. «нельзя отнести к числу крупнейших писателей, поскольку он
написал слишком мало и немногое из им написанного достигает высокого
уровня». |