31 мая 1887 г. – 20 сентября 1975 г.
Нобелевская премия по литературе, 1960 г.
Французский поэт и дипломат Сен-Жон Перс (настоящее имя Мари Рене
Алекси Сен-Леже) родился на маленьком фамильном островке неподалеку от
Гваделупы, в Вест-Индии. Его отец, Амади Сен-Леже, адвокат, был выходцем
из Бургундии, откуда его предки уехали в конце XVII в.; его мать,
урожденная Франсуаз Рене Дормуа, происходила из семьи плантаторов и
морских офицеров.
которые жили на Антильских островах с XVII в. Единственный мальчик в
семье, Леже учился в школе в Пуэнт-а-Питр (Гваделупа), а в 1899 г.
вместе с семьей по материальным соображениям вернулся во Францию и жил в
По. Закончив университет Бордо, молодой человек готовился к
дипломатической карьере и в 1914 г. сдает соответствующие экзамены.
Первый томик стихов поэта «Эклоги» («Eloges») появился в 1910 г. и
привлек внимание таких авторитетов, как Андре Жид и Жак Ривьер.
Профессиональный дипломат, он печатается под псевдонимом Сен-Жон Перс. В
20-е гг. он пишет немного, но среди произведений этого времени –
известная эпическая поэма «Анабасис» («Anabase», 1924), переведенная в
1930 г. на английский язык Т.С. Элиотом. Эта поэма была написана во
время пятилетнего пребывания поэта в Пекине, где он работал во
французском посольстве. В Китае С.-Ж.П. проводил и свой отпуск, плавая
по Южно-Китайскому морю или путешествуя верхом по пустыне Гоби.
Задуманная в заброшенном таоистском храме, расположенном недалеко от
Пекина, эта поэма, действие которой разворачивается в бескрайних
пустынях Азии, повествует об одиночестве человека (вождя кочевого
племени) во время его странствий и в отдаленные земли, и в потаенные
уголки человеческой души. Артур Нолд, специалист по творчеству С.-Ж.П.,
назвал «Анабасис» «одной из наиболее строгих и в то же время загадочных
поэм С.-Ж.П.». В предисловии к своему переводу Элиот пишет: «Пусть
читатель поначалу не задумывается о значении запавших ему в память
образов поэмы. Они осмыслены лишь взятые вместе».
После возвращения в Париж в 1921 г. С.-Ж.П. был сразу же направлен в
Вашингтон на Международную конференцию по разоружению, где встретился с
премьер-министром Франции и главой французской делегации Аристидом
Брианом, с которым у него установились тесные дружеские отношения. В
1933 г. С.-Ж.П. назначается генеральным секретарем МИДа в ранге посла, в
предвоенные годы выступает против политики «умиротворения» Гитлера, чем
вызывает недовольство правых политических кругов, под влиянием которых
премьер-министр Поль Рейно в 1940 г., незадолго до оккупации Франции,
подписывает приказ об отставке С.-Ж.П. В июне того же года поэт в
последний момент через Англию и Канаду бежит из Франции в США, где живет
в добровольном изгнании до самого конца войны. Правительство «Виши»
лишило его гражданства, ранга посла и всех наград. В Вашингтоне С.-Ж.П.
занимал скромную должность консультанта в библиотеке конгресса.
«Дружба принца» («Amide du prince», 1924), единственная, не считая
«Анабасиса», крупная поэма, созданная в годы дипломатической службы,
впоследствии вошла в сборник «Экологи и другие поэмы». («Eloges and
Other Poems»). Рукописи и черновики поэта были конфискованы и,
по-видимому, уничтожены гестапо, которое производило обыск в парижской
квартире С.-Ж.П.
Оказавшись в США, С.-Ж.П. вновь много пишет. Во время войны и в
послевоенные годы из-под его пера выходят поэмы «Изгнание» («Exil»,
1942), «Beтры» («Vents», 1946), «Ориентиры» («Amers», 1957), «Хроника»
(«Chronique», 1959), «Птицы» («Oiseaux», 1962). Многое из написанного в
годы его пребывания на дипломатической работе так и осталось
неопубликованным, поэтому все литературное наследие С.-Ж.П. умещается в
семи небольших книгах.
В 1960 г. С.-Ж.П. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за
возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают
обстоятельства нашего времени». В своей Нобелевской лекции поэт говорил о
сходстве поэзии и науки. «Поэзия – это не только познание, но и сама
жизнь, жизнь во всей ее полноте, – сказал С.-Ж.П. – Поэт жил в душе
пещерного человека и будет жить в душе человека атомного века, ибо
поэзия – неотъемлемая черта человечества... Благодаря приверженности
всему сущему поэт внушает нам мысль о постоянстве и единстве бытия». В
атомном веке, заключил С.-Ж.П., «поэту достаточно быть больной совестью
своего времени».
После войны поэту возвращаются гражданство и все награды, и в 1957 г.
он приезжает на родину. Хотя постоянно С.-Ж.П. по-прежнему жил в
Вашингтоне, часть года поэт обязательно проводил во Франции, на своей
вилле в Жьене, вместе с женой-американкой, урожденной Дороти Милборн
Рассел, на которой он женился в 1958 г. Поэт был награжден орденом
Почетного легиона, орденом Бани, Большим крестом Британской империи.
С.-Ж.П. умер в 1975 г.
С.-Ж.П. относится к числу наиболее оригинальных поэтов XX в.,
отличавшихся дерзкой и в то же время иносказательной образностью. «Его
поэтическая поступь, – писал Артур Нодл, – медленна и церемонна, язык –
очень литературен и сильно отличается от языка повседневного общения...
Все время чувствуется, что ему хочется не просто хорошо выразить свою
мысль, но выразить ее как можно лучше».
С.-Ж.П., отождествлявшего поэта с силами природы, не раз сравнивали с
Уолтом Уитменом, однако его аристократическая поэтика не имеет ничего
общего с поэтикой Уитмена. Рецензируя «Ветры», английский поэт и критик
Стивен Спендер называет это произведение «великой поэмой об Америке», а
самого С.-Ж.П. «грандиозным поэтом, ветхозаветным сказителем, пишущим на
современные темы...». «В его поэтическом видении даны обобщенные образы
природы, морали и религии в их исторической перспективе».
В 20-е гг. С.-Ж.П. входил в литературную группу Поля Валери, Поля
Клоделя и других писателей, объединившихся вокруг журнала «Новое
французское обозрение» («Nouvelle Revue francaise»). После смерти
Клоделя С.-Ж.П. с большим успехом, чем кто-либо, продолжил традицию
прозаической поэмы.
«С.-Ж.П. – поэт необычной силы и мастерства», – писал Филип Тойнби, а
мексиканский поэт Октавио Пас отмечал, что «в образах [современного
поэта] содержится больше правды, чем в так называемых исторических
документах. Всякому, кто хочет знать, что произошло в первой половине
нашего века, лучше всего не листать старые газеты, а обратиться к
ведущим поэтам... Одним из таких поэтов мог бы быть С.-Ж.П... Его язык,
неиссякаемый источник образов, звучная и точная ритмика бесподобны...».
Далеко не все критики оценивают творчество С.-Ж.П. столь же высоко.
Американский поэт и критик Говард Немеров замечает: «Ориентиры» – это не
только не великая, но даже не хорошая поэма». В другой рецензии на
«Ориентиры» Джон Сьярди пишет: «У Перса, безусловно, потрясающий
музыкальный слух, однако я сомневаюсь, что эта поэма вызовет энтузиазм у
английского читателя и в оригинале, и в переводе. Перс слишком
статичен... действие слишком растянуто». Сьярди ссылается на рецензию
Х.У. Одена, в которой английский поэт утверждает, что С.-Ж.П. вполне
заслуживает Нобелевской премии. «Оден тоже отмечает статичность Перса, –
продолжает Сьярди, – однако не придает этому значения. Оден, может
быть, и прав. Я тоже не знаю, что можно было бы у Перса сократить, но
сократить очень хочется».
В рецензии Одена, появившейся в «Нью-Йорк тайме бук ревью» («New York
Times Book Review») от 27 июля 1958 г., содержится следующая оценка
творчества С.-Ж.П. в целом: «Когда листаешь поэмы С.-Ж.П., то приходишь к
убеждению, что каждая из них – часть некоего огромного поэтического
полотна. Он является одним из тех счастливых поэтов, которые рано
открыли для себя свою музу и свой поэтический язык». |