29 января 1866 г. – 30 декабря 1944 г.
Нобелевская премия по литературе, 1915 г.
Ромен Роллан, французский романист и публицист, родился в
обеспеченной буржуазной семье в Кламси, маленьком городке на юге
Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был адвокатом,
уважаемым в городе человеком, а мать, урожденная Антуанетта Мари Куро, –
набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой в 1880 г. семья
переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование.
С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил
музыку, особенно произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея
Людовика Великого, он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В
1886 г. юноша поступает в весьма престижную Эколь нормаль сюперьер, где
изучает историю, готовясь стать университетским ученым, чего так хотела
его мать, и в 1889 г. получает диплом преподавателя.
С 1889 по 1891 г. P. едет по стипендии в Рим, где изучает историю в
Эколь франсэз, однако со временем утрачивает интерес к исследовательской
работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать
цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности
итальянского Возрождения. В Риме будущий писатель знакомится с Мальвидой
фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких
знаменитостей XIX в., как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше и
Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и интерес к немецкому
романтизму существенно повлияли на образ мыслей Р.
Вернувшись в 1891 г. в Париж, Р. продолжает писать пьесы и заниматься
исследовательской работой. В октябре 1892 г. он женился на Клотильде
Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены
возвращаются в Рим, где Р. начинает работу над диссертацией об оперном
искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 г. Р.
вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной
работой, а также литературой. Двумя годами позже в торжественной
обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки,
после чего получает кафедру музыкознания, специально для него
учрежденную.
В течение следующих 17 лет Р. совмещает занятие литературой с чтением
лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в
двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь
нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги,
поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» ("Cahiers de la
Quinzaine") P. печатает свои первые произведения.
Поскольку Р. больше всего интересовала история культуры, в
особенности ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды,
он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над
которыми не всегда доводил до конца. Первый такой цикл пьес, посвященный
итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а
второй – «Трагедии веры» ("Les Tragedies de la foi") – включал в себя
три пьесы: «Святой Людовик» ("Saint Louis", 1897), «Аэрт» ("Aert", 1898)
и «Торжество разума» ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие
циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.
Три исторические пьесы, вошедшие в «Трагедии веры», совмещали в себе
искусство и социальную критику, ими Р. стремился вселить в своих
сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писателя, так не
хватало во Франции того времени. Тем не менее «Трагедии веры» мало что
изменили во французском театре, где в это время процветала мещанская
мелодрамы. Это и навело Р. на мысль о народном театре; подобно Льву
Толстому, которым он восхищался и с которым переписывался, Р. полагал,
что публика должна воспитываться на героических примерах.
Заинтересовавшись статьей Мориса Поттеше «Народный театр», Р. в 1903 г. в
«Двухнедельных тетрадях» опубликовал манифест, призывающий
противодействовать пессимизму и материализму 80-х гг. XIX в. и вышедший
впоследствии отдельной книгой – «Народный театр» ("Le Theatre du
peuple", 1918), где писатель говорит о необходимости создавать новые
Пьесы, в основе которых лежали бы исторические события, вдохновляющие
публику.
Р. создал цикл из 9...12 пьес, посвященный французской революции, в
духе исторических хроник Шекспира. Три такие пьесы вошли в цикл «Театр
революции» ("Theatre de la Revolution", 1909), завершившийся спустя 30
лет драмой «Робеспьер» ("Robespierre", 1939). Эти дидактические, полные
патетики пьесы на политические темы в то время, когда главенствующим
литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; успех к
ним пришел позже – в Германии после первой мировой войны, а во Франции –
в 30-е гг.
Р. задумал также серию биографий знаменитых людей, жизнь и
деятельность которых могла бы стать примером для читателя. Его биограф,
Уильям Томас Старр, полагает, что Р. написал «Жизнь Бетховена» ("Vie de
Beethoven", 1903), первую и наиболее удавшуюся биографию серии, «в знак
благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и
безнадежности». Отчаяние, вероятно, во многом было вызвано разводом
писателя с женой в 1901 г. Закончив в 1905 г. биографию Микеланджело, Р.
отказывается от продолжения биографической серии, так как приходит к
выводу, что правда о трудной судьбе великих людей едва ли подействует на
читателя вдохновляюще. Впрочем, Р. остался верен биографическому жанру и
позже, когда пишет биографии Генделя (1910). Толстого (1911), Ганди
(1924), Рамакришны (1929), Вивекананды (1930), Пеги (1944).
«Жан-Кристоф» ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с
1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта,
прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму
европейской жизни первого десятилетия XX в. Отдельными частями роман
печатался в «Двухнедельных тетрадях» Пеги и сразу же получил мировую
известность и принес Р. международное признание, после чего писатель
уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе.
Австрийский писатель Стефан Цвейг утверждал, что «Жан-Кристоф» – это
результат разочарования Р. в биографическом жанре: «Поскольку история
отказала ему в образе «утешителя», он обратился к искусству...»
Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Р. получил в основном
благодаря «Жан-Кристофу». Как таковая премия была вручена писателю лишь в
1916 г. – отчасти из-за скандала, вызванного тем, что P., поселившийся
незадолго до первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 г.
страстные антивоенные статьи под названием «Над схваткой» ("Audessus de
la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм, против
несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов,
которые во время войны стали ярыми националистами. Р. получил
Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных
произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает
различные человеческие типажи». Из-за войны традиционная церемония
награждения не проводилась, и Р. с Нобелевской лекцией не выступал.
Политические взгляды Р. продолжают оставаться противоречивыми, и
особенно по отношению к Советскому Союзу, который он всячески
поддерживал, хотя и критиковал за ошибки. Вообще в годы между мировыми
войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и
общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет: это
музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания,
письма, очерки, романы. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и
политической мыслью; в 1931 г. к нему в Швейцарию приезжает Ганди,
биографию которого Р. написал в 1924 г. Главным художественным
произведением этого периода становится шестой цикл писателя «Очарованная
душа» ("L'Ame enchantee", 1925...1933), семитомный роман, в котором
описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных
возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное
гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается
от иллюзий.
В 1934 г. Р. женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя
вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель
оставил свою позицию «над схваткой» и занял место в рядах борцов с
нацизмом. 30 декабря 1944 г. Р. скончался от туберкулеза, которым
страдал с детства. Его письмо, прочитанное вслух в Сорбонне, в котором
писатель выражает соболезнование семьям деятелей науки и искусства,
погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9
декабря.
Личность P., его идеи, возможно, больше повлияли на современников,
чем его книги. Его друг Мари Дормуа писала: «Я восхищаюсь Роменом
Ролланом. Я также восхищаюсь «Жан-Кристофом», но человек мне, пожалуй,
нравится больше, чем автор... Он был поводырем, маяком, показывающим
путь всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой
путь в одиночку». Некоторые критики недооценивали литературные
достижения P., в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда
менее важными, чем общий смысл, основная идея; существует также мнение,
что «Жан-Кристоф», задуманный Р. как симфония, расплывчат и бесформен.
По поводу поздних книг Р. английский романист и критик Э.М. Форстер
писал, что Р. «не оправдал надежд, которые он подавал в молодости».
Наиболее взвешенная оценка творчества Р. принадлежит его биографу
Старру, писавшему, что, «если не считать «Жан-Кристофа», Р. будут
помнить не как писателя, а как одного из наиболее активных и решительных
защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за
более справедливый и гуманный общественный строй». Старр утверждал
также, что, «возможно, еще не пришел час оценить Р. по достоинству...
Только время способно отделить гениальное от преходящего,
недолговечного». |