Среда, 07.12.2016, 11:35

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [317]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПОНТОППИДАН (Pontoppidan), Хенрик

24 июля 1857 г. – 21 августа 1943 г.

Нобелевская премия по литературе, 1917 г.

Датский романист Хенрик Понтоппидан родился в Фредерисии на Ютландском полуострове и был четвертым ребенком из шестнадцати детей в семье Динеса Понтоппидана и его жены, урожденной Марии Оксенбел. Отец писателя, выходец из старинного рода датских ученых и священников, был последователем H.Ф.С. Грундтвига, радикального богослова, который увязывал идеи лютеранства с датским национализмом. Уважая отца, Хенрик тем не менее больше любил мать. Женщина образованная, начитанная, она считала, что Дания, ставшая из автократического государства с сословными предрассудками страной демократической, ведет себя лицемерно по отношению к крестьянам, которые получили избирательные права, но остались неимущими. Эту точку зрения писатель впоследствии высказывал во многих своих книгах.

Когда Хенрику было шесть лет, родители переехали в центральную часть Ютландии, в г. Рандерс, который спустя год был на непродолжительное время захвачен и опустошен прусскими и австрийскими войсками. Это событие произвело на мальчика настолько тяжелое впечатление, что, когда Южная Ютландия, аннексированная и присоединенная к Шлезвиг-Гольштейну, в 1920 г. была возвращена Дании, П. написал по этому поводу патриотическую поэму, одну из многих, в которой нашло отражение пережитое в детстве потрясение.

Хотя Понтоппиданы и не нуждались, однако жили они довольно скромно. Жизнь при лютеранской церкви действовала на будущего писателя угнетающе: раздражали его и пораженческие настроения средних слоев датского общества во время прусского вторжения, их открытая неприязнь к крестьянству, он критически относился и к мелкопоместному дворянству и нарождающемуся классу капиталистов. Стремясь внести свой вклад в становление современной ему демократической Дании, П. решает стать инженером и после окончания средней школы поступает в Копенгагенский политехнический институт.

Переехав в Копенгаген, П. решительно порывает со своей провинциальной средой. Он посещает музеи и картинные галереи, ходит на лекции двух наиболее популярных в столице ораторов: пастора Фримодта, пугавшего своих слушателей жутковатыми описаниями ада, и Георга Брандеса, ведущего критика и историка, который оказал на молодого человека огромное влияние. Брандес призывал датчан догнать более современные, индустриально развитые страны Западной Европы, всячески ратовал за развитие натурализма в духе Эмиля Золя, который заострял внимание на текущих социальных проблемах. Вместе с Хансом Кристианом Андерсеном Брандес стоял у истоков датского литературного возрождения. Брандес, с которым П. познакомился в 1884 г., явился прототипом Эммануэля, главного героя одного из самых значительных произведений писателя – трилогии «Обетованная земля» ("Det Forjoettede Land", 1891...1895).

Первые годы жизни в Копенгагене П. внимательно следит за парламентскими дебатами между консерваторами, представлявшими интересы дворянства и крупной буржуазии, и оппозицией, которая стремилась к более свободному и демократическому обществу. Симпатии будущего писателя были всецело на стороне последней, что со временем нашло отражение в его творчестве.

В 1877 г., когда П. исполнилось 20 лет, он отправился в Швейцарию, впервые влюбился и написал несколько очерков.

Именно в это время П. и решил стать писателем. В 1879 г. он уходит из Политехнического института и становится учителем в крестьянской школе во Фрерслеве, которую открыл его брат Мортен. «Больше всего меня интересовала жизнь бедняков, – писал П. впоследствии. – Больше всего волновало неравенство».

Работая в школе, он много читает, в т. ч. философские труды Серена Кьеркегора, Харалда Хеффдинга и Фридриха Ницше, а также романы Достоевского и других русских, французских, немецких писателей. Преподавательская карьера П. закончилась в 1882 г., когда его брата посадили в тюрьму за политическую деятельность, а школу закрыли.

Летом 1880 г. П. служил в армии в строительных войсках, а в 1881 г. состоялся его литературный дебют: в еженедельнике «За рубежом и дома» ("Udeog Hjemme") был опубликован его рассказ «Конец жизни» ("Et Endeligt"). В этом же году вышел и сборник его новелл «Подрезанные крылья» ("Stoe kkede Vinger"), выборочно печатавшихся в периодике.

В декабре того же 1881 г. П. женился на Метте Мари Хансен, молодой крестьянке, с которой он познакомился, когда преподавал в сельской школе. У них было двое детей. До 1884 г. семья жила в деревне, где П. писал рассказы, повести и очерки из сельской жизни, а после путешествия по Германии и Италии переехала в Копенгаген. Здесь П. знакомится с Брандесом и становится активным участником интеллектуальной и культурной жизни столицы.

В1883 г. писатель задумывает большой роман о религиозном соперничестве между последователями Грундтвига и евангелистами и с 1891 по 1895 г. публикует трилогию «Обетованная земля», которая отличается натуралистически выверенным описанием быта крестьян и глубоким проникновением в их психологию.

Герой романа, Эммануэль, образованный священник, который женится на крестьянке, возделывает землю, живет замкнуто, является, подобно автору, сторонником конституционного правительства и поборником равноправия, однако все его усилия примирить высшие и низшие слои общества заканчиваются неудачей, и жизнь в конце концов теряет для него всякий смысл. «Обетованная земля» – это не только история об утраченных иллюзиях, но и широкая панорама религиозной, политической и социальной жизни Дании середины прошлого века. В то же время в трилогии ощущается определенное разочарование, которое испытывает П. в своем кумире Брандесе и его философии.

В 1887 г. жена писателя уезжает из Копенгагена и возвращается в деревню к родителям. В 1892 г. П. разводится с первой женой и женится на Антуанетте Кофуд. Вместе они прожили до ее смерти в 1928 г., брак их был бездетным.

Следующим крупным произведением писателя стал восьмитомный роман «Счастливчик Пер» ("Lykke-Per"), выходивший с 1893 по 1904 г. В отличие от идеалиста Эммануэля из «Обетованной земли» молодой провинциальный инженер Пер, главный герой этого романа, – истинный реалист, человек без иллюзий. Подобно автору, Пер вырос в семье сельского пастора, учился в Копенгагене, разработал план строительства в Ютландии свободного порта наподобие гамбургского, обручился с дочерью богатого еврея-финансиста. Он пишет книгу о ютландских каналах, много путешествует, рекламируя свой проект, но, будучи не в состоянии перебороть свою крестьянскую природу и религиозное воспитание, он в конце концов забрасывает свой проект строительства порта, расстается с невестой и возвращается в Ютландию, чтобы вести ту жизнь, от которой вначале попытался уйти. Критики высоко оценивали роман «Счастливчик Пер» за то высокое мастерство, с каким автору удалось изобразить человека, в решающий момент своей жизни теряющего мужество и самообладание, и вскрыть проблемы датского общества второй половины XIX в.

Последним из трех основных произведений П. является пятитомный роман-хроника «Царство мертвых» ("De Dodes Rige", 1912...1916). В отличие от первых двух романов в третьем обращает на себя внимание отсутствие главного героя; в нем действуют многочисленные персонажи, дана широкая социальная панорама. В центре романа – радикальный политик, пытающийся «разбудить народ, который пребывает в спячке». В «Царстве мертвых», писавшемся до первой мировой войны и в первые ее годы, ощущается нетерпимость к датскому обществу и в то же время патриотизм автора. Торопясь закончить роман-хронику, П. говорил: «Я не писатель, но верный солдат».

В 1917 г. П. совместно с Карлом Гьеллерупом был удостоен Нобелевской премии по литературе «за правдивое описание современной жизни Дании». Из-за войны церемония награждения не проводилась, и П. с Нобелевской лекцией не выступал. В статье о нобелевском лауреате шведский критик Свен Седерман заметил, что П., «безусловно, является лучшим из современных датских романистов». «Все его произведения, – писал Седерман, – это борьба против обманчивых и вероломных иллюзий, против ложного авторитета, романтизма, безоглядной веры в красивые слова, против нравственной трусости».

П. продолжал писать и на протяжении последующих 20 лет. Наиболее запоминающимся произведением этого периода стала автобиографическая эпопея, состоящая из 5 книг: «Годы отрочества» ("Drengeaar", 1933), «Смена кожи» («Наmskifte", 1936), «Наследство и долг» ("Arvog Goeld", 1938), «Семейная жизнь» ("Familieliv", 1940), «На пути к самому себе» ("Undervejs til mig selv", 1943).

B старости у H. были густая седая шевелюра и борода, серьезные, глубоко посаженные серые глаза. С 1910 г. он безвыездно жил в пригороде Копенгагена, где и умер в 1943 г.

Хотя П. никогда не был особенно популярен у англоязычного читателя, большинство критиков придерживается мнения, что это один из лучших датских писателей. Как отмечал датский историк литературы Вильгельм Андерсен, «современная Дания легко узнается по его книгам». «Как художник он второстепенен, – заметил Оскар Гайсмар, – но в переломный момент истории он жил судьбой своего народа, тонко чувствовал происходящее и о своих переживаниях писал на ясном, отточенном датском языке». Американский писатель и журналист Джордж Стрэндволд назвал П. «одним из самых крупных реалистов и одним из наиболее проницательных романистов своей страны; он – наблюдательный бытописатель... Он негодует... но на стиле это не сказывается, он пишет совершенно беспристрастно». В 1927 г. Томас Манн писал, что П. «прирожденный эпический поэт... сумевший в этом суетном мире сохранить эпичность повествования». «С обезоруживающей и чарующей суровостью, которая и составляет тайну искусства, – продолжал Томас Манн, – он выносит приговор времени и, подобно истинному поэту, указывает путь к высшей справедливости». Много позже, в 1980 г., американский ученый датского происхождения Свен Россел заметил: «Ни один датский писатель не изобразил свое время, свои проблемы и жизнь своих современников так точно, законченно и с таким художественным совершенством, как П.».

Категория: ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ | Добавил: admin (04.04.2014)
Просмотров: 313 | Теги: русская и зарубежная литература, писатель, биографии нобелевских лауреатов по, Нобелевская премия по литературе, лауреат нобелевской премии | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0