28 июня 1867 г. – 10 декабря 1936 г.
Нобелевская премия по литературе, 1934 г.
Луиджи Пиранделло, итальянский драматург, новеллист и романист,
родился в Джирдженти (ныне Агридженто) на Сицилии и был вторым из шести
детей в семье преуспевающего владельца рудника по добыче серы.
Литературный талант будущего писателя проявился уже в школе; еще
подростком он сочинял стихи, написал трагедию «Варвар» («Barbaro»),
которая не сохранилась.
После безуспешной попытки приобщиться к семейному бизнесу П.
поступает в Римский университет (1887), однако через год, недовольный
уровнем преподавания, переводится в Боннский университет, где изучает
литературу и философию, и в 1891 г. получает диплом по романской
филологии, написав работу о сицилианских диалектах. В 1889 г. выходит
первый поэтический сборник П. «Радостная боль» («Mal giocondo»), в
котором чувствуется влияние Джозуэ Кардуччи. Закончив учебу, П. остается
в Бонне и еще год читает лекции в университете.
Вернувшись в 1893 г. в Рим и заручившись финансовой поддержкой отца,
П. начинает писать: его первый роман «Отвергнутая» («L'esclusa») выходит
в 1901 г., а написанный в традициях веризма первый сборник новелл
«Любовь без любви» («Amori senz amore») – в 1894 г., в том же году
писатель женится на Антуаньетте Портулато, дочери компаньона отца, от
брака с которой у него было двое сыновей и дочь. В 1898 г. П. становится
профессором итальянской литературы в педагогическом колледже в Риме,
где преподает до 1922 г. Свою первую пьесу, одноактную драму «Эпилог»
(«L'epilogo»), П. пишет в 1898 г., однако в театре она была поставлена
только через 12 лет, в 1910 г., под названием «Укус» («La morsa»).
В 1903 г. в результате наводнения был разрушен отцовский рудник, и
теперь литература и преподавание остались для П. единственным средством к
существовав нию. В 1904 г. жена писателя перенесла серьезный нервный
срыв и в течение последующих 15 лет страдала манией преследования,
устраивала мужу из ревности истерики, и в 1919 г. П. вынужден был
поместить ее в психиатрическую клинику.
Несмотря на семейные и финансовые неурядицы, П. продолжает писать и
печататься. Большой успех выпадает на долю его третьего романа «Покойный
Маттиа Паскаль» («Il fu Mattia Pascal», 1904), где отчетливо звучит
тема «лица и маски». Теоретические и эстетические взгляды на искусство
писатель изложил в двух книгах 1908 г.: статье «Юмор» («L'umorismo»),
где раскрывается его сложное трагикомическое видение мира, и сборнике
эссе «Наука и искусство» («Arte e scienza»).
До 1915 г., когда была поставлена первая трехактная пьеса П. «Если
это не так...» («Se non cosi...»), писатель работал в основном в жанре
романа и новеллы: однако после 1915 г. целиком посвящает себя
драматургии, давшей ему возможность жить безбедно и со временем оставить
преподавательскую деятельность. С 1915 по 1921 г. П. пишет 16 пьес,
причем все они шли на сцене. Особый успех у критики и зрителей имела
пьеса «Это так (если вам так кажется)» («Cosi e (se vi pare)»),
поставленная в 1917 г.
Международное признание приносит П. пьеса «Шесть персонажей в поисках
автора» («Se personaggi in cerca d'autore», 1921), которая с огромным
успехом с 1922 г. идет на сценах Лондона и Нью-Йорка. Однако римская
премьера этой пьесы, самой популярной из 44 пьес драматурга, закончилась
скандалом: зрители были оскорблены рассуждениями персонажей об
относительности добра и истины. Премьера пьесы «Генрих IV»
(«Enrico IV»), по мнению многих критиков – вершины творчества П., также
состоялась в 1922 г.
В своих зрелых произведениях П. развивает тему иллюзорности
человеческого опыта и непостоянства личности; его герои лишены
постоянных ценностей, черты их характера размыты. В мире П. личность
относительна, а истина – лишь то, что происходит в данный момент.
Писатель срывал со своих персонажей маски, освобождал от иллюзий,
придирчиво исследовал их интеллект и личность. П. находился под большим
влиянием теории подсознательного, выдвинутой французским
психологом-экспериментатором Альфредом Бине. Еще в бытность свою
преподавателем Боннского университета П. познакомился с работами
немецких философов-идеалистов. В нестабильности человеческой психики
писатель убедился и на собственном опыте, в течение 15 лет ухаживая за
психически больной женой.
Со временем П. становится не только знаменитым драматургом, но и не
менее известным режиссером, осуществлявшим постановки собственных пьес. В
1923 г. писатель вступает в фашистскую партию и при поддержке Муссолини
создает в Риме Национальный художественный театр, который в
1925...1926 гг. совершает турне по странам Европы, а в 1927 г. – по
Южной Америке. Ведущая актриса театра, Марта Абба, становится для
драматурга постоянным источником вдохновения. Несмотря на
государственные субсидии, театр со временем начинает испытывать
серьезные финансовые затруднения, и в 1928 г. труппа распускается.
По мнению некоторых исследователей, П. вел себя с фашистами как
соглашатель, приспособленец. В защиту писателя следует сказать, что он
не раз во всеуслышание заявлял о своей аполитичности, в ряде случаев
выступал с критикой фашистской партии, в связи с чем после закрытия
Национального художественного театра у него возникли трудности с
постановкой в Италии своих пьес. Некоторое время П. живет в Париже и
Берлине, много путешествует и в 1933 г., по личной просьбе Муссолини,
возвращается на родину.
В 1934 г. П. получает Нобелевскую премию по литературе «за творческую
смелость и изобретательность в возрождении драматургического и
сценического искусства». В своей речи Пер Хальстрём, член Шведской
академии, отметил, что «самая замечательная черта искусства П.
заключается в его почти магической способности сделать из
психологического анализа хорошую пьесу». В ответной речи П. объяснил
свои творческие возможности «любовью и уважением к жизни, без которых
было бы невозможно перенести горькие разочарования, тяжкий опыт,
жестокие раны и те ошибки невинности, что придают глубину и ценность
нашему опыту».
П. умер в Риме 10 декабря 1936 г.; согласно его последней воле,
похороны проходили без публичной церемонии, прах писателя был предан
земле на его родине в Сицилии.
Хотя новеллы писателя получили достаточно высокую оценку критики,
наибольший вклад в литературу П. внес как драматург, отступивший от
традиционной формы и выдвинувший новые темы и проблемы. Американский
критик Мартин Эсслин сравнивал влияние революционных идей П. в области
человеческой психики «с влиянием на физику теории относительности
Альберта Эйнштейна», а американский литературовед Роберт Брустайн
объяснил, что общего между новаторскими по духу пьесами «Шесть
персонажей в поисках автора», «Каждый по-своему» («Ciascuno a suo modo»,
1924) и «Сегодня мы импровизируем» («Questa sera si recita a soggetto»,
1930): «В этих пьесах приемы реалистического театра, где актеры кажутся
настоящими людьми, декорации выдаются за настоящий дом, а придуманные
события – за действительно имевшие место, больше не используются. Теперь
сцена – это сцена, актеры – это актеры, и даже зрители, которые раньше
были молчаливыми свидетелями «заговора», теперь являются полноправными
участниками театрального действа». По мнению американского критика и
режиссера Эрика Бентли, «П. изобразил борение интеллекта с чувством,
переход одного в другое...».
Творчество П. часто рассматривают как итог психологических исканий,
начатых в пьесах Генрика Ибсена и Августа Стриндберга. В свою очередь П.
оказал влияние на таких европейских драматургов, как Жан Ануй, Жан Поль
Сартр, Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско, Жан Жене. Брустайн говорит о
влиянии П. на Юджина О'Нила, Эдварда Олби и Гарольда Пинтера. «Из одного
этого перечня, – замечает Брустайн, – можно сделать вывод, что П. – это
один из наиболее влиятельных драматургов нашего времени». |