10 февраля 1890 г. – 30 мая 1960 г.
Нобелевская премия по литературе, 1958 г.
Русский поэт и прозаик Борис Леонидович Пастернак родился в известной
в Москве еврейской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком
живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества,
специализировался на портретной живописи, писал портреты многих
известных людей, в т.ч. и Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман,
известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать
детей: Бориса, его брата и двух сестер. Несмотря на довольно скромный
достаток, семья Пастернаков вращалась в высших художественных кругах
дореволюционной России, в их доме бывали Рахманинов, Скрябин, Райнер
Мария Рильке и Толстой, о котором спустя много лет П. сказал: «Его образ
прошел через всю мою жизнь».
Творчество Скрябина повлияло на решение П. поступить в Московскую
консерваторию, где он изучал теорию композиции, однако талантливому
юноше для успешных занятий не хватило абсолютного слуха. В 1910 г. он
отказывается от мысли стать музыкантом, увлекается философией и
религией, особенно Новым заветом в интерпретации своей набожной
православной няни и Толстого, и, проучившись некоторое время на
историко-философском факультете Московского университета, в возрасте 23
лет едет в Марбургский университет, где в течение летнего семестра
занимается у профессора Германа Когена, главы марбургской неокантианской
школы. Впрочем, увлечение философией оказалось недолгим: встретив
русскую девушку, Иду Высоцкую, в которую он давно был влюблен, П.
вспомнил о родине, уговорил себя, что от природы он скорее лирик, чем
логик, и, совершив короткую поездку по Италии, зимой 1913 г. вернулся в
Москву.
По возвращении в Москву П. устанавливает связи с видными
представителями символизма и футуризма, знакомится с Владимиром
Маяковским, одним из ведущих поэтов-футуристов, ставшим другом и
литературным соперником П. Хотя музыка, философия и религия не утратили
для П. своей важности, он понимал, что истинное его предназначение – это
поэзия, и летом 1913 г., после сдачи университетских экзаменов,
завершает первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914), а через три года
– вторую, «Поверх барьеров». Идиллическая атмосфера его жизни в России
накануне первой мировой войны передана в «Повести» (1929), где с
очевидностью обнаруживается родство прозы и стихотворной лирики П.
Еще в детстве П. повредил ногу, упав с лошади, и, когда началась
война, в армию не попал, однако, чтобы принять посильное участие в
войне, устроился конторщиком на уральский военный завод, что
впоследствии описал в романе «Доктор Живаго».
В 1917 г. П. возвращается в Москву; атмосфера революционных перемен
нашла свое отражение в книге стихотворений «Сестра моя жизнь»,
опубликованной пятью годами позже, а также в «Темах и вариациях» (1923),
выдвинувших его в первый ряд поэтов России. Поэтесса Марина Цветаева,
страстная почитательница П., назвала его поэзию «световым ливнем»,
«сквозняком», «разгадкой», а сам П. в поэме «Спекторский» писал:
«Поэзия, не поступайся ширью. Храни живую точность: точность тайн».
Поскольку П. не имел обыкновения распространяться о своей жизни, был
склонен с большой осмотрительностью описывать те события, очевидцем
которых становился, подробности его жизни после революции весьма
отрывочны и известны в основном из переписки с друзьями на Западе и двух
книг: «Люди и положения. Автобиографический очерк» (1956...1957) и
«Охранная грамота» (1931). Подобно многим поэтам и писателям его
поколения, в первые дни революции П. некоторое время работал в
библиотеке Народного комиссариата просвещения.
Хотя в 1921 г. его родители с дочерьми эмигрировали в Германию, а
после прихода к власти Гитлера переехали в Англию, П. и его брат
Александр остались в Москве. Вскоре после отъезда родителей П. женился
на художнице Евгении Лурье, у них родился сын, а в 1931 г. развелся с
ней и женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз, от брака с которой у него
был еще один сын. Большую часть жизни П. жил в Переделкине, дачном
поселке писателей под Москвой.
В 20-е гг. П. пишет две историко-революционные поэмы «Девятьсот
пятый год» (1925...1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926...1927), одобрительно
встреченные критикой, и в 1934 г. на Первом съезде писателей о нем
говорят как о ведущем советском современном поэте. Однако похвалы в его
адрес вскоре сменяются резкой критикой из-за нежелания поэта
ограничиваться в своем творчестве пролетарской тематикой. Во время
политических процессов 30-х гг., организованных по указанию Сталина, П.
отказывается верить в виновность крупных советских военачальников, хотя
прекрасно знает, чем это ему грозит. В результате с 1936 по 1943 г.
поэту не удалось издать ни одной книги, но благодаря осмотрительному
поведению он спасся от ссылки и смерти, которых не избежали многие его
современники.
Получивший воспитание в европейски образованной среде, П. говорил на
нескольких языках и в 30-е гг., лишившись заработка, переводил на
русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Его
переводы трагедий Шекспира считаются лучшими на русском языке. Переводил
П. и горячо любимых им грузинских поэтов, вовсе не желая при этом
угодить Сталину – грузину по национальности. В начале Великой
Отечественной войны, когда немецкие войска приближались к Москве, П. был
эвакуирован в г. Чистополь, на реке Каме. В это время поэт пишет
патриотические стихи и просит советское правительство отправить его на
фронт в качестве военного корреспондента, на что в конце концов получает
разрешение. В 1943 г. вышла первая за последние 8 лет книга П. «На
ранних поездках», поэтический сборник, состоящий всего из 26
стихотворений, который был быстро раскуплен, а в 1945 г. – вторая,
«Земной простор», в 1946 г. были переизданы ранние стихи поэта.
В 40-е гг., продолжая поэтическую деятельность и занимаясь
переводами, П. обдумывает план романа, «книгу жизнеописаний, куда бы он в
виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того,
что он успел увидать и передумать», и после войны, уединившись в
Переделкине, начинает работу над «Доктором Живаго», историей жизни Юрия
Андреевича Живаго, врача и поэта, детство которого приходится на начало
века и который становится свидетелем и участником первой мировой войны,
революции, гражданской войны, первых лет сталинской эпохи. Человек
думающий, наделенный художественным темпераментом и философским взглядом
на мир, Живаго не имел ничего общего с ортодоксальным героем советской
литературы. Несмотря на то что персонажи книги придерживаются разных
жизненных установок, всем им равно чужды марксистско-ленинские взгляды. В
романе дается широкая панорама дореволюционной и революционной России.
Знаменательно, что фамилия героя происходит от слова «живой», «жизнь».
В то время когда над страной разражается революционная буря, Живаго
обретает идиллический покой в трепетной любви к Ларе, бывшей
возлюбленной продажного дельца и жены революционера-фанатика. По
лирико-эпическому настрою, по выразительности психологических
характеристик, по интересу к духовному миру человека перед лицом
опасности «Доктор Живаго» имеет немало общего с «Войной и миром»
Толстого.
Роман, поначалу одобренный для печати, позже сочли непригодным «из-за
негативного отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные
преобразования». Впервые книга была издана в Милане в 1957 г. на
итальянском языке, а к концу 1958 г. переведена на 18 языков, в т. ч. и
английский. В дальнейшем «Доктор Живаго» был экранизирован английским
режиссером Дэвидом Лином.
В 1958 г. Шведская академия присудила П. Нобелевскую премию по
литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а
также за продолжение традиций великого русского эпического романа»,
после чего центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета»
обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем»,
«клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д. П. исключили из
Союза писателей и вынудили отказаться от премии. Вслед за первой
телеграммой в адрес Шведской академии, где говорилось, что П.
«чрезвычайно благодарен, тронут, горд, изумлен и смущен», через 4 дня
последовала вторая: «В силу того значения, которое получила присужденная
мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее
отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ».
«Разумеется, этот отказ никоим образом не принижает значимости награды, –
сказал на церемонии награждения член Шведской академии Андерс
Эстерлинг, – нам остается только выразить сожаление, что награждение
лауреата Нобелевской премии не состоится».
В письме к советскому лидеру Н.С. Хрущеву, составленном
юрисконсультом Союза писателей и подписанном П., выражалась надежда, что
поэту будет разрешено остаться в СССР. «Покинуть Родину для меня
равносильно смерти... – писал П. – Я связан с Россией рождением, жизнью и
работой». Глубоко потрясенный продолжающимися нападками на него лично и
на его книги – реакцией, которой он не ожидал, когда начинал работу
над «Доктором Живаго», последние годы жизни писатель безвыездно жил в
Переделкине, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, ухаживал
за садом, Умер П. в 1960 г. от рака легких.
Расхождение П. с коммунистическими идеалами было не политическим, а
скорее «философским и моральным» – так считает критик и историк
литературы Марк Слоним, который пишет: «Он верит в человеческие
христианские добродетели, утверждает ценность жизни, красоты, любви и
природы. Он отвергает идею насилия, особенно тогда, когда насилие
оправдывается абстрактными формулами и сектантской демагогией». П.,
воспитанному на идеях гуманизма и религии, трудно было принять советские
принципы материализма, коллективизма и атеизма. Как отмечал биограф П.,
Роберт Пейн, «своими стихами и прозой П. утверждал превосходство
человека, человеческих чувств над репрессиями диктаторского режима». В
письме одному из своих переводчиков, американскому слависту Юджину
Кейдену, П. писал, что «искусство не просто описание жизни, а выражение
единственности бытия... значительный писатель своего времени – это
открытие, изображение неизвестной, неповторимой, единственной живой
действительности».
В начале 80-х гг. отношение к П. постепенно стало меняться: поэт
Андрей Вознесенский напечатал воспоминания о П. в журнале «Новый мир»,
вышел двухтомник избранных стихотворений поэта под редакцией его сына
Евгения Пастернака (1986). В 1987 г. Союз писателей отменил свое решение
об исключении П. сразу после того, как стало известно, что в 1988 г. в
периодике начнется публикация романа «Доктор Живаго».