16 октября 1888 г. – 27 ноября 1953 г.
Нобелевская премия по литературе, 1936 г.
Американский драматург Юджин Гладстон О'Нил родился в Нью-Йорке и был
третьим сыном Эллы (Квинлан) О'Нил и Джеймса О'Нила, выдающегося
актера, который получил известность после исполнения роли графа
Монте-Кристо в одноименной мелодраме. Поскольку Элла О'Нил, как и ее
муж, жила «на колесах», первые семь лет Юджин провел, по его же словам,
«в отелях и поездах», что как мальчику, так и его матери, которые жили в
постоянном волнении, без средств, очень не нравилось.
В возрасте семи лет Юджин пошел в католическую школу-интернат в
Нью-Йорке, а тремя годами позже перешел в дневную школу в Нью-Лондоне
(штат Коннектикут), где они жили в это время с матерью. В эти годы Элла
О'Нил пристрастилась к морфию, что угнетающе действовало на ее
сына-подростка. Воспитанный в католических традициях, О'Н. молился за
выздоровление матери, но, когда все его усилия оказались тщетными, к
церкви охладел.
В 1902 г. О'Н. поступает в Беттс-акэдеми, интернат для протестантов и
католиков в Стамфорде (штат Коннектикут). И хотя учится посредственно,
много и жадно читает и в 1906 г. поступает в Принстонский университет,
где также не утруждает себя занятиями, и после первого же курса уходит
из университета. В эти годы Юджин находится под влиянием своего старшего
брата Джеймса (Джейми), который познакомил молодого О'Н. с ночной
жизнью Нью-Йорка.
Покинув Принстон, О'Н. вел рассеянную жизнь, а в 1909 г., за
несколько недель до того, как ему исполнился 21 год, женился против воли
отца на Кэтлин Дженкинз и почти сразу же после свадьбы отправился
золотоискателем в Гондурас, ненадолго вернулся в Нью-Йорк, где в 1910 г.
у него родился сын, тоже Юджин, и вновь, на этот раз на полтора года,
уехал в Англию, а затем в Аргентину, где бродяжничал и нищенствовал. В
1911 г. жена с ним развелась, и О'Н. встретился с сыном, когда тому
исполнилось уже 12 лет. Юджин-младший, ставший впоследствии театральным
критиком, покончил жизнь самоубийством в возрасте 40 лет.
В 1911 г. О'Н. возвращается в Нью-Йорк, работает где придется, пьет и
в 1912 г. пытается покончить с собой, после чего решает начать новую
жизнь. Он устраивается репортером в газету Нью-Лондона, где летом живут
его родители, однако через несколько месяцев заболевает туберкулезом,
направляется в частный санаторий, где проводит шесть месяцев, размышляет
о жизни и переживает то, что он впоследствии назовет «вторым
рождением». Именно в это время О'Н. и начинает писать пьесы, решив
«стать художником, любой ценой», и в 1914 г. поступает в Гарвардский
университет в семинар по драматургии Джорджа Пирса Бейкера.
Хотя полный курс лекций Бейкера О'Н. не прослушал, ему удалось в это
время написать семь одноактных пьес, вошедших в сборник «Жажда и другие
одноактные пьесы» («Thirst and Other One-Act Plaus», 1914). Первой
пьесой O'Н., которая появилась на сцене, была «К востоку, на Кардифф»
(«Bound East for Cardiff), поставленная наряду с другими «морскими»
пьесами драматурга, бросавшими вызов коммерческому театру Бродвея,
театральной труппой «Провинстаун плейере» летом 1916 г. на заброшенной
верфи Провинстауна. Когда же театральный коллектив «Провинстаун плейере»
открыл Плейрайтс-тиэтр в Гринвич-виллидже, спектакль по пьесе «К
востоку, на Кардифф» стал нью-йоркским дебютом О'Н. Действие его ранних
пьес происходило в матросском кубрике, в портах, их персонажи – моряки,
портовые рабочие, что никак не соответствовало условностям салонных и
семейно-бытовых драм, с традициями которых драматург решительно
порывает.
Прежде чем начать писать, О'Н. много читал Августа Стриндберга, пьесы
которого были для него источником вдохновения, «уроком современной
драмы», как он писал впоследствии в своей Нобелевской речи. Впрочем, по
большей части драматург черпал вдохновение не из книг, а из своей
богатой событиями жизни. В 1920 г. на Бродвее пошла первая
полнометражная пьеса О'Н. «За горизонтом» («Beyond the Horizon»),
повествующая о горькой судьбе двух братьев, мечтателя и практика. Эта
пьеса была удостоена Пулитцеровской премии, первой из четырех,
полученных О'Н. (Пулитцеровскую премию получили также пьесы «Анна
Кристи» («Anna Christie»), «Странная интерлюдия» («Strange Interlude») и
«Долгий день уходит в ночь» («А Long Day's Journey Into Night»).
С 1920 по 1943 г. О'Н. написал 20 полнометражных пьес и несколько
одноактных: натуралистические, реалистические, экспрессионистические;
комедии, трагедии, пьесы по мотивам древнегреческих драм. «Анна Кристи»
(1920) – история двух моряков и девицы легкого поведения, которая
искренней любовью искупает свой грех. «Император Джонс» («The Emperor
Jones», 1920), экспрессионистическая драма о Джонсе, чернокожем
проводнике пульмановского вагона, который совершает убийство и
становится правителем острова в Вест-Индии, потрясла нью-йоркскую
публику и обеспечила драматургу репутацию вождя нового направления в
театре. Еще большую известность драматургу принесла пьеса «Косматая
обезьяна» («The Hairy Ape», 1922), причем известность скандальную – за
нее О'Н. обвинили в богохульстве. В «Любви под вязами» («Desire Under
the Elms», 1924) поднимаются темы кровосмешения, супружеской измены,
детоубийства; пьеса сразу же привлекла к себе внимание трагедийной
мощью, острыми конфликтами и до сих пор считается выдающимся достижением
современного театра. «Великий бог Браун» («The Great God Brown», 1926)
строится на конфликте идеализма и материализма; здесь О'Н. использует
приемы условного театра, театра масок, становясь тем самым предтечей
авангардистского движения в американском театре.
В конце 20-х гг. О'Н., по единодушному мнению, был ведущим
американским драматургом, однако его личная жизнь складывается неудачно.
В 1918 г. он женился на писательнице Агнес Боултон, от брака с которой у
него были сын Шейн и дочь Уна (в 18 лет, вопреки воле отца, она вышла
замуж за Чарли Чаплина). За три года, с 1920 по 1923 г., О'Н. потерял
отца, мать и своего любимого брата Джейми, а в 1928 г. развелся со своей
второй женой. В 1929 г. драматург женился в третий раз – на актрисе
Карлотте Монтрей, с которой познакомился в начале 20-х гг.
В 1936 г. О'Н. первым из американских драматургов был удостоен
Нобелевской премии по литературе «за силу воздействия, правдивость и
глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».
Из-за болезни писатель не смог присутствовать на церемонии награждения,
однако прислал текст ответной речи, в которой, в частности, говорилось:
«Эта награда принадлежит не только мне, но и всем моим коллегам в
Америке; для меня эта Нобелевская премия – символ того, что Европа
признала зрелость американского театра».
В 20-е – начале 30-х гг. О'Н. получает почетную степень Йельского
университета (1929), пишет свои наиболее зрелые и оригинальные
произведения, в т.ч. «Марко-миллионщик» («Marco Millions», 1928),
романтическую сатиру на буржуазную цивилизацию, материализм и
религиозное ханжество, в центре которой стоит Марко Поло, а также
девятиактную драму «Странная интерлюдия» («Strange Interlude», 1928),
где действующие лица делятся со зрительным залом самыми своими
сокровенными мыслями, которые не должны слышать другие персонажи; один
из них произносит слова, проливающие свет на смысл названия пьесы:
«Жизнь это странная интерлюдия между прошлым и тем, что еще должно
произойти». В трилогии «Траур – участь Электры» («Mourning Becomes
Electra», 1931), представляющей собой переложение «Орестеи» Эсхила,
действие происходит в Новой Англии во времена гражданской войны;
премьера «Электры» прошла на Бродвее с участием Аллы Назимовой и
получила высокую оценку критики. В это же время написана единственная
комедия О'Н. «О, молодость» («Ah, Wilderness!», 1933), проникнутая
щемящим ностальгическим чувством.
Когда Нобелевский комитет признал, что произведения О'Н. «отличаются
необычайной глубиной, разносторонностью и оригинальностью», еще не были
созданы три шедевра драматурга: «Разносчик льда грядет» («The Iceman
Cometh», 1939, поставлена на Бродвее в 1946), «Долгий день уходит в
ночь» (1941, поставлена в 1956) и «Луна для пасынков судьбы» («A Moon
for the Misbegotten», 1943, поставлена в 1957).
В философско-натуралистической притче «Разносчик льда грядет»
драматург со знанием дела описывает завсегдатаев притонов и пивных.
Пьеса, одна из наиболее сложных в творчестве О'Н., отличается
религиозным символизмом, метафизической глубиной и эмоциональной
насыщенностью. Основной смысл пьесы – в спасительности иллюзий, в
стремлении человека к самообману.
Пьеса «Долгий день уходит в ночь», премьера которой состоялась в
Королевском драматическом театре в Стокгольме, насыщена
автобиографическими мотивами. В семье Тайрон (под которыми
подразумеваются О'Нилы) властвует Джеймс Тайрон-старший, актер-романтик и
прагматик, доведший жену до наркомании, у которого два сына – один
пьяница, другой – мечтатель. Писатель с удивительной силой передает
сложные и мучительные отношения между мужем и женой, родителями и
детьми. Написанная, по словам самого О'Н., «слезами и кровью с глубокой
жалостью и пониманием ко всем четырем страдающим Тайронам», эта пьеса
была впоследствии экранизирована с участием таких звезд, как Ральф
Ричардсон, исполнивший роль отца, и Кэтрин Хепберн, сыгравшая роль
матери.
В «Луне для пасынков судьбы», явившейся продолжением пьесы «Долгий
день уходит в ночь», изображено дальнейшее падение беспутного Джеймса
Тайрона-младшего после смерти его матери Мэри Тайрон.
Последнее десятилетие жизни драматурга ознаменовалось упадком
физических сил, расстройством здоровья. О'Н. планировал создать цикл
пьес из истории рядовой американской семьи, но в 1943 г. полностью
утратил работоспособность из-за тяжелого поражения нервной системы,
лишившей его возможности даже владеть ручкой. В результате из
намеченного цикла драматург успел написать только две пьесы: «Душа
поэта» («A Touch of the Poet»; премьера состоялась в 1957 г. в Шведском
королевлевском драматическом театре) и «Дворцы побогаче» («More Stately
Mansions»; премьера состоялась там же, в 1962 г.).
Хотя творчество писателя неоднородно, а отдельные пьесы справедливо
критикуются за мелодраматизм и невыразительность языка, О'Н. по-прежнему
считается одним из наиболее выдающихся американских драматургов. Как
писал английский критик Мартин Сеймор-Смит, это был «человек, который
сумел возвысить свои жизненные тяготы до метафоры общечеловеческих
тягот».
Хотя, по мнению американского критика Джона Гасснера, «от других
современных трагиков (в т.ч. и от Чехова) О'Н. отличается, быть может,
тем, что его персонажи часто псевдотрагедийны, поскольку им не хватает
величия духа и жизненных сил», он вместе с тем признавал, что «О'Н
практически создал американскую натуралистическую драму и, если бы не
он, не было бы ни «Табачной дороги» Колдуэлла, ни «О мышах и людях»
Стейнбека».
Выдающийся американский театральный критик Джордж Джин Нейтан в
1946 г. назвал О'Н. «первым драматургом американского театра». «Никто не
может с ним сравниться, – писал Нейтан, – в умении вникнуть в характер;
никто не знает людей так глубоко, как он; никто не владеет сценой, ее
возможностями так, как он; его пьесы отличаются невиданной мощью,
масштабом, полетом... Его театр – это настоящий университет». |