род. 13 апреля 1939 г.
Шеймас Джастин Хини родился 13 апреля 1939 на ферме в Кастлдоусоне
(графство Дерри, Северная Ирландия). В 1961 окончил Королевский
университет в Белфасте. В 1976...1982 преподавал в Кэрисфорт-колледже в
Дублине, в 1982 стал преподавателем Гарвардского университета, с 1984 – в
должности профессора. Работал также в Оксфордском университете
(1989...1994). В 1965 г. он женился на Мэри Девлин, имеет трех сыновей.
Три первых поэтических сборника Хини «Смерть натуралиста» (1966),
«Дверь во тьму» (1969) и «Конец зимы» (1972) заявляют неотступно
преследующие его поэзию мотивы: смерти и земли. Земли – как символа
судьбы, как основы и начала всего, где соединяется разрушение и
созидание, вечного упокоения и рождения заново, самовоплощения и
саморастворения.
Метафору насилия над человеческой личностью Хини находит в открытиях,
сделанных во время археологических раскопок на торфяных болотах в
Ирландии и странах Северной Европы. В 1969 Хини прочел книгу «Болотный
народ», написанную археологом П.В. Глобом. Хотя первое из так называемых
«болотных стихотворений» Хини появилось в сборнике «Дверь во тьму»,
цикл был продолжен и в сборнике «Север» (1975). В том же году восемь из
этих стихотворений вышли отдельной книгой, изданной небольшим тиражом и
названной «болотные стихи». Многие критики склонны считать «Север»
лучшим поэтическим сборником Хини, где вновь история и мифология
становятся для него подтверждением мотива об универсальности насилия и
страдания.
Стихи, составившие сборник «Полевые работы» (1979), объемлют
значительно более широкий спектр тем. Хвалебные голоса критиков
раздавались по поводу некоторых любовных стихотворений, в особенности
«Сбор урожая». В цикле «Гленморские сонеты», состоящем из десяти
стихотворений, Хини описывает цветущую природу Ирландии.
Основные темы и составляющие поэзии Хини – древняя кельтская
культура, растворяющаяся в культуре, привнесенной англичанами,
католицизм, подтачиваемый изнутри ироничностью образованного
провинциала, провинциальная литературная традиция в ее соприкосновении с
традицией континентальной, – все это стало предметом поэмы «Остров
покаяния», вошедшей в одноименный сборник (1984). Один из циклов
сборника, названный «Безумный Суини», доносит истинный голос Хини.
После сборника «Боярышниковый фонарь» (1987) выходит сборник «Видение
предметов» (1991), воссоздающий визионерские искания поэта, его
обращение к прошлому.
В сборнике «Видение предметов» (1991) правдивый реализм объединяется с
глубиной этической проблематики, тревогой за ситуацию в Северной
Ирландии. Но именно в Ирландии Хини нашел наиболее непримиримых своих
критиков, которые нередко отказывались видеть в нем сугубо национального
поэта.
В центре внимания Хини-поэта тема нарушения физического, морального и
политического равновесия в социуме. Недаром в сборнике
«Поэзия-возместительница» (1995), состоящем из лекций, которые Хини
читал в Оксфорде, главным является тезис, что поэзия способна
восстанавливать душевное равновесие, служить противовесом всем темным,
античеловеческим элементам мира.
Как эссеист, Хини известен произведениями «Предпочтения» (1980), «Единоначалие речи» (1986).
В 1995 г. Хини была присуждена Нобелевская премия «за лирическую
красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные
будни и оживающее прошлое».
«Уровень души» (1996) стал первым сборником, вышедшим после
присуждения поэту Нобелевской премии. Эссе, посвященные поэзии и
отдельным поэтам, вошли в сборник «Заботы: Избранная проза», 1968...1978
(1980). В 1991 был опубликован том «Избранные стихотворения»; второй
том, «Открытая земля: Избранные стихи», 1966...1996, вышел в 1998.
Выполненный Хини перевод памятника англосаксонского средневекового
эпоса «Беовульф» в 2000 году вошел в список бестселлеров и в Англии, и в
США. Поэтический сборник Хини «Электрический свет» (2001) был назван
«осознанным подведением итогов большим мастером, размышляющим об истоках
и о неизбежно подступающем финале своей жизни и своего искусства»
|