11 октября 1885 г. – 1 сентября 1970 г.
Нобелевская премия по литературе, 1952 г.
Французский романист, драматург и поэт Франсуа Шарль Мориак родился в
Бордо, в многодетной семье богатого коммерсанта Жана Поля Мориака и
Маргариты Мориак, урожденной Куафар. Его отец умер, когда М. еще не
исполнилось и двух лет, после чего семья переехала к родителям матери.
М. вспоминал, что, будучи застенчивым мальчиком, он чувствовал себя
очень несчастным в школе св. Марии, куда его отдали в 7 лет. Через три
года он поступает в коллеж марионитов, где впервые знакомится с Расином и
Паскалем, ставшими его любимыми писателями. Лето М. проводил в родовом
имении деда недалеко от Бордо, и пейзажи этих мест появятся во многих
его романах. После окончания коллежа М. поступает в университет Бордо,
который кончает в 1905 г., получив степень лиценциата (магистра) по
литературе.
В следующем году М. едет в Париж готовиться к вступительным экзаменам
в Эколь де Шарт, школу, выпускающую историков-медиевистов и архивистов.
Он поступает в нее в 1908 г., но через полгода бросает школу и целиком
посвящает себя литературе. К этому решению его подтолкнуло предложение
редакции обозрения «Наше время» («Le Temps Present») напечатать его
первый поэтический сборник «Соединенные руки» («Les Mains jointes»). В
ноябре 1909 г. он был напечатан, а в 1910 г. знаменитый писатель Морис
Баррес пишет хвалебную рецензию на эту книгу.
В 1911 г. М. работает над вторым поэтическим сборником. Его первый
роман «Дитя под бременем цепей» («L'Enfant charge de chaines») появился
сначала в журнале «Меркюр де Франс» («Mercure de France»), а затем, в
1913 г., был опубликован издательством «Грассе». В том же году М.
женится на Жанне Лафон, дочери банкира. У них было две дочери и два
сына, причем старший, Клод, сам стал впоследствии известным романистом и
критиком. В 1914 г. Франция объявила войну Германии, и, хотя М. был
освобожден от армии по состоянию здоровья, он вступил в Красный Крест и
два года прослужил на Балканах, работая санитаром в госпитале.
Демобилизовавшись в 1918 г., М. пишет еще два романа, однако первый
большой успех приносит ему роман «Поцелуй, дарованный прокаженному» («Le
Baiser au lepreux», 1922), в котором рассказывается о несостоявшемся
браке между безобразным, уродливым богачом и красивой крестьянской
девушкой. «Писателю удалось убедительно показать, – писал об этом романе
английский критик Сесил Дженкинс в 1965 г., – как любовь и юность в
нашем обществе с помощью семьи и церкви приносятся в жертву иным,
неподлинным ценностям».
Следующие два романа М., «Река огня» («Le Fleuve de feu») и
«Родительница» («Genitrix»), были опубликованы в 1923 г. и осуждены
представителями правого крыла католической церкви как отвратительные и
даже порнографические книги. Действие романа «Родительница» происходит в
мрачном загородном особняке недалеко от Бордо, похожем на дом из романа
«Поцелуй, дарованный прокаженному» (фактически это дом деда М.).
«Родительница» – это тягостное описание тиранической любви матери к
своему сыну, рассказ о том, как она разрушила его брак, как он ей
отомстил, но не обрел счастья.
В следующем значительном романе М., «Пустыня любви» («Le Desert de
1'amour», 1925), получившем Первую премию Французской академии, романе
более длинном и композиционно более сложном, чем предыдущие,
рассказывается о несчастной любви отца и сына к одной и той же
совершенно бесстрастной, холодной женщине. Ирландский критик Конор Круз
О'Брайен писал, что Мария Кросс, героиня романа, воплощает образ
властной матери, часто встречающийся у писателей-католиков. В основе
романа «Тереза Декейру» («Trerese Desqueyroux», 1927), который
влиятельные французские литературные критики назвали лучшим французским
романом с начала века, лежит нашумевший судебный процесс 1906 г. Главная
героиня, которая попыталась отравить своего мужа мышьяком и которую, по
чистой случайности, признали невиновной, сама не понимает мотивов
своего преступления. Однако, как утверждает Максвелл Смит, большинство
читателей убеждены, что она пыталась убить Бернара (своего мужа) не
потому, что ненавидела его, а потому, что отчаянно пыталась избавиться
от семейных уз, от губительной рутины, от буржуазного ханжества и
бесцельности существования.
В эссе «Страдания христианина» («Souffrances du chretien», 1928) М. с
отчаянием пишет, что идеалы христианства, которое умерщвляет плоть ради
духа, неосуществимы в жизни. За этим последовал религиозный кризис, в
котором свою роль сыграли и широкое осуждение его произведения
католиками, и неодобрение его набожной матери, и внебрачная связь,
грозившая разрушить его семью. Беседы со священником помогли М.
укрепиться в вере и обрести душевный покой, о чем свидетельствует эссе
«Мука и радость христианина» («Souffrances et bonheur du chretien»,
1931). В книге «То, что потеряно» («Се qui etait perdu», 1926) ощущается
новая религиозная ориентация писателя, а один из лучших его романов,
«Клубок змей» («Le Noeud de viperes», 1932), критик Шарль Дюбо назвал
«блестящим образцом католического романа». «Клубок змей» – это семейная
драма, в центре которой стоит трагическая фигура главы семьи, адвоката,
портрет которого выполнен с исключительным психологическим искусством.
М. вскрывает лицемерие, господствующее среди респектабельных католиков, и
показывает духовное перерождение своего главного героя. После выхода в
свет романа «Клубок змей» М. перенес операцию по поводу рака гортани,
что повлекло почти полную потерю голоса.
В 1933 г. писатель был избран в члены Французской академии.
Хотя М. продолжал писать романы, пытаясь создать великий католический
роман о спасении души, многие критики отмечали упадок в его творчестве.
В «Фарисейке» («La Pharisienne», 1941) рассказывается история Бригитты
Пьен, глубоко религиозной и властной женщины, которая, вмешиваясь в
жизнь других людей, ломает их судьбы и, по словам литературоведа Анри
Пейра, «превращает религию в карикатуру на христианское милосердие».
Правда, в итоге героиня осознает свой грех и достигает спасения.
Его произведение «Бог и мамона» («Dieu et Mammon», 1929) открывает
цикл религиозных трактатов, главный из которых – «Жизнь Иисуса» («Vie de
Jesus», 1936). В эти же годы М. обращается к театру. «Асмодей»
(«Asmodee»), первая из его четырех пьес, в постановке Жака Копо была
сыграна 100 раз за сезон 1937...1938 гг. на сцене театра «Комеди
Франсез». Один за другим вышли два сборника новелл М. – «Три истории»
(«Trois Recits», 1929) и «Прыжки в воду» («Plongees», 1938).
Во время второй мировой войны, когда Германия оккупировала Францию,
М. иногда писал статьи для подпольного журнала «Французская литература»
(«Les Lettres Francaises»). Когда один из создателей журнала был
арестован гестапо и расстрелян, М. написал «Черную тетрадь» («Le Cahier
noir», 1943), гневный протест против фашистской тирании и
коллаборационизма. И хотя «Черная тетрадь» вышла под псевдонимом, М.
некоторое время вынужден был скрываться. Несмотря на это, после войны М.
призывал своих сограждан быть милосердными к тем, кто сотрудничал с
немцами. Впервые М. был выдвинут на соискание Нобелевской премии в
1946 г., однако этой награды он удостоился лишь 6 лет спустя, в 1952 г.,
– «за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в
своих романах отразил драму человеческой жизни». Член Шведской академии
Андерс Эстерлинг в своей приветственной речи отметил, что «в романах М.
католический образ мыслей является фоном и краеугольным камнем
одновременно». «М. не знает себе равных в ясности и выразительности
языка, – сказал также Эстерлинг. – Писатель умеет в нескольких строчках
объяснять самые сложные вещи. Лучшие его книги отличаются логической
ясностью и классически экономным расходованием выразительных средств и
этим напоминают трагедии Расина».
В своей Нобелевской речи М. подчеркнул, как необходимо сохранять
надежду в мире, пронизанном ужасом и «мистерией зла». Человек по природе
своей, сказал М., не может сомневаться в том, что жизнь имеет
направление и цель, не может пребывать в отчаянии. По словам М.,
отчаяние современного человека рождено абсурдностью его бытия, тем, что
он оказался в плену ложных мифов, – и этот абсурд низводит человека до
уровня животного. После получения премии М. выпускает свой предпоследний
роман «Агнец» («L'Agneau», 1954). Занявшись в эти годы журналистикой,
писатель поддерживал антиколониальную политику Шарля де Голля в Марокко,
выступал вместе с левыми католиками за независимость Алжира. Когда в
1958 г. де Голль вернулся к власти, М. был награжден Большим крестом
ордена Почетного легиона по представлению самого генерала. С конца 50-х
до конца 60-х гг. М. выпустил серию мемуаров и биографию генерала де
Голля. С середины 50-х гг. до 27 июля 1970 г. он вел сразу ставшую
знаменитой еженедельную газетную рубрику «Блокнот», остроумно, порой
язвительно комментирующую политические и литературные события. Эта
рубрика собирала гораздо большую читательскую аудиторию, чем его романы.
80-летие М. газета «Фигаро литерэр» отметила в 1965 г. специальным
выпуском, где лучшие французские критики с похвалой отзывались о его
творчестве. Последний роман М. «Дитя прошлого» («Un Adolescent
d'autrefois») вышел в 1969 г. Писатель умер 1 сентября 1970 г. в Париже.
Анри Пейр писал, что между 1930 и 1945 гг. французские критики
поставили бы М. на второе место во французской литературе XX в. после
Марселя Пруста, однако после 1945 г. интерес к писателю стал падать,
большинство критиков сходятся на том, что М. «одержим детскими
воспоминаниями», что он изображает одну и ту же социальную среду, одних и
тех же героев, которые «преисполнены страстью подчинять себе всех, кто
их окружает». Для М., считают критики, характерна также тема «чудесного
обращения грешников», а также мрачная, напряженная атмосфера его
романов. И все же, по мнению Пейра, среди написанного М. есть 4 или 5
романов, которым уготована долгая жизнь. А ведь писателей, добавляет
критик, о которых можно сказать подобное, не так уж много в любой
стране. |