8 сентября 1830 г. – 25 марта 1914 г.
Нобелевская премия по литературе, 1904 г.
Провансальский поэт Фредерик Мистраль родился в деревне Мейан,
расположенной в долине реки Роны, на юге Франции. Он был единственным
сыном Франсуа Мистраля, зажиточного землевладельца, и его второй жены,
урожденной Делед Пулине. В семье говорили на провансальском языке,
который существенно отличается от французского литературного языка. Он
ходил в местную школу, но так часто прогуливал, что родители отправили
его в пансион в Авиньоне. Несмотря на насмешки соучеников, М. упорно
говорил на своем родном языке и даже перевел на провансальский первую
эклогу Вергилия. Энтузиастом провансальского языка был и его учитель
Жозеф Руманиль, писавший стихи на провансальском и мечтавший возродить
этот язык.
Вернувшись в 1847 г. в Мейан, М. пишет провансальскую поэму в четырех
песнях, и, сознавая его несомненные способности, отец посылает юношу в
Эксан-Прованс изучать право. Получив в 1851 г. диплом, М. целиком
посвящает себя литературе и в следующем году издает свою первую поэму. В
1854 г. М., Руманиль и еще несколько литераторов объединяются для
возрождения великих традиций провансальской литературы, расцвет которой
приходился на XII...XIII вв. Называя себя «felibres» («фелибрами»), т.е.
провансальскими поэтами, они издавали ежегодный журнал «Альманах
Прованса» («Armana Prouvencau»), в котором печатались программные статьи
и тираж которого со временем достиг 10 тыс.
Пасторальная эпическая поэма «Мирейо» (Mireio, 1859) стала первым
крупным вкладом М. в провансальское литературное движение (Фелибриж). В
748 написанных семистишиями строфах поэт рассказывает историю молодой
женщины, которая не смогла добиться согласия родителей на брак с любимым
человеком, убежала из дома и нашла приют в церкви Трех Марий на острове
Ля-Камарг в дельте Роны. Она умирает от солнечного удара, перед смертью
ей являются три Марии. В эту поэму М. ввел также красочные сцены своей
юности, проведенной на семейной ферме, картины повседневной жизни
провансальской деревни.
Адольф Дюма, провансальский писатель, живший в Париже, уговорил М.
преподнести экземпляр «Мирейо» французскому поэту Альфонсу де Ламартину,
который, высоко оценив поэму, воскликнул: «Родился великий поэт!»
Такого же мнения придерживались и другие известные писатели и критики, в
том числе и Стефан Малларме, который назвал М. «одним из бриллиантов
Млечного Пути». В 1864 г. в Париже состоялась премьера оперы Шарля Гуно
«Мирейль», в основу которой легла поэма М.
Проведя два месяца в Париже, М. возвращается в Прованс и заканчивает
«Календо» («Calendau»), поэму, которую он начал до «Мирейо», но которая
появилась лишь в 1867 г. В 1875 г. выходит сборник лирических стихов М.
«Золотые острова» («Lis Isclo д'Or»), а в 1876 г. поэт женится на Мари
Ривьер, молодой женщине из Дижона.
Большую же часть времени М. уделяет фелибрам: председательствует на
собраниях, ведет переписку, пишет предисловия к книгам на провансальском
языке, а также работает над провансальской орфографией и грамматикой.
Его провансальско-французский словарь «Сокровище Фелибрижа» («Lou Tresor
dou Felibrige») выходил с 1880 по 1886 г. «Сокровище Фелибрижа» – это
не только словарь, а своего рода энциклопедия, вобравшая в себя все
богатство диалектов, фольклора, традиций и верований.
В 1884 г. вышла в свет поэма М. «Нерто» («Nerto») о последних днях
папского правления в Авиньоне, а 6 лет спустя поэт закончил свою
единственную драму «Королева Жано» («La Reino Jano»). Последняя
эпическая поэма М. – «Поэма о Роне» («Lou Pouemo dou Rose», 1897) –
воспевает реку Рону и города, расположенные на ее берегах.
В 1904 г., в год 50-летней годовщины движения фелибров, М. получил
Нобелевскую премию по литературе (которую он разделил с Хосе Эчегараем)
«за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво
отражающих дух народа». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен
напомнил собравшимся, что главным критерием для этой награды сам Альфред
Нобель считал «идеализм», качество, «в котором никак нельзя отказать
человеку, посвятившему всю свою жизнь идеалу возрождения национального
духа, родного языка и литературы». По болезни М. не смог приехать в
Стокгольм и даже не написал традиционной лекции.
Двумя последними произведениями М. стали «Мемуары Мистраля» («Moun
espelido», 1906), воспоминания о его юности, и «Сбор олив» («Les
Olivadou», 1912), сборник коротких лирических стихотворений на темы
провансальского фольклора. На собственные средства М. основал Музей
Арлатен, музей провансальской народной культуры, для которого он собирал
образцы цветов, камней, археологические экспонаты.
Изучая надпись на церковном колоколе в Мейане, М. простудился, заболел бронхитом и умер 25 марта 1914 г. в возрасте 83 лет.
Поставив М. в ряд с такими писателями, как Роберт Берне и Вальтер
Скотт, английский романист и поэт Ричард Олдингтон отметил, что «М.
представляет современный Прованс с такой силой, полнотой и яркостью, что
трудно найти ему равных». Французский историк и писатель Андре Шамсон
отмечал, что больше всего во Франции М. критикуют за то, что его
творчество является «последним побегом вышедшего из моды искусства». В
этой связи Шамсон подчеркивал, что «если М. и не стремился выразить то,
что представляет всеобщий интерес», его провансальская. тематика
поучительна. «Читая провансальские стихи М., – писал Шамсон, – мы
убеждаемся, что цивилизации хоть и смертны, но никогда не исчезают». |