23 апреля 1902 г. – 8 февраля 1998 г.
Нобелевская премия по литературе, 1955 г.
Исландский романист и эссеист Хальдоур Кильян Лакснесс (настоящее имя
Хальдоур Гудьонссон) родился в Рейкьявике, в семье Гудьона Хельги
Хельгасона, инспектора на строительстве дорог, и Сингридур
Хальдорсдоттир. Когда мальчику было 3 года, семья переехала на ферму,
расположенную к югу от Рейкьявика. Ферма называлась Лакснесс, что значит
«полуостров лосося» (это название стало впоследствии псевдонимом
писателя). Ребенком Л. заслушивался, как его отец рассказывает
исландские саги и читает произведения эпической поэзии из семейной
библиотеки. Отец также учил мальчика играть на скрипке; кроме того,
Хальдоур ездил в Рейкьявик – в школу и на уроки музыки. Еще школьником
он тайно сочинял романтические истории, одна из которых, повесть «Дитя
природы» («Barn natturunnar»), была опубликована в 1919 г. под
псевдонимом Хальдоур фра Лакснези.
После смерти отца в 1919 г. Л. впервые едет за границу, долгое время
живет в Копенгагене, в 1921...1922 гг. он совершает путешествие по
Австрии и Германии, а в 1922 г. едет во Францию, где знакомится с
сюрреализмом. Духовные поиски привели Л. в бенедиктинский монастырь
Клэрво в Люксембурге, где в 1923 г. он перешел из лютеранства в
католичество и взял имя Лакснесс.
За границей Л. продолжает писать. В 1923 г. он выпустил сборник
«Некоторые истории» («Nokkrar sogur») и в 1924 г. роман «Под священной
горой» («Undir Helgahnuk»), где описывается детство исландского
мальчика. Писатель также начал работу над автобиографией «Из дома я
ушел» («Heiman eg for»), увидевшей свет только в 1952 г. В 1925 г.
выходит его работа, проникнутая апологией католицизма, – «С католической
точки зрения» («Kapolsk vidhorf»). В этом же году, после недолгого
пребывания на родине, Л. едет в Сицилию, где пишет свой первый большой
роман «Великий ткач из Кашмира» («Vefarinn miklifra Kasmir», 1927), в
котором описана история духовного развития молодого писателя из
Рейкьявика. Автобиографичный по содержанию и сюрреалистический по
манере, этот роман считается также первым крупным успехом Л. В Исландии,
однако, роман критиковали за стилистическое экспериментаторство и
декаданс, а также за использование иностранных слов и выражений, что
было расценено как посягательство на национальную исландскую культуру.
В 1927...1929 гг. Л. живет в Северной Америке. За рассказ, в котором
он описал нищету исландских эмигрантов в Манитобе (провинция в Канаде),
Л. угрожали депортацией из страны. В этот же период писатель порывает с
католицизмом и увлекается левацкими идеями, а через какое-то время,
находясь в Соединенных Штатах, он под влиянием Эптона Синклера
становится социалистом, что получило отражение в его сборнике эссе
«Народная книга» («Alpydubokin», 1929).
В 1930 г. в связи с празднованием тысячелетней годовщины исландского
парламента Л. возвращается в Исландию. Во время этого пребывания на
родине Л. женится на Ингибьорг (Инге) Эйнарсдоттир. В 1931...1932 гг.
писатель публикует двухтомный роман «Салка Валка» («Salka Valka»).
Вышедший в 1936 г. на английском языке, этот роман произвел большое
впечатление на некоторых американских критиков. Это был первый эпический
роман Л., в котором с беспощадным реализмом описывалась многотрудная
жизнь исландских низших классов. В 1934...1935 гг. выходит его
двухтомный роман «Самостоятельные люди» («Sjalfstoett folk»). Это
история борьбы бедного фермера с природой и социальным угнетением. Когда
роман «Самостоятельные люди» был издан в Соединенных Штатах, за Л.
закрепилась репутация одного из лучших исландских писателей. «Свет мира»
(«Heimsljos», 1937...1940) – это четырехтомная сага о бедном поэте,
стержнем которой является конфликт между любовью поэта к красоте и его
неприятием социальной несправедливости. Сам писатель считал «Свет мира»
самым значительным своим произведением. Вслед за этим романом он написал
«Исландский колокол» («Islandsklukkan», 1943...1946), историческую
трилогию, действия которой происходит в XVII в., во времена датского
владычества в Исландии. Несмотря на то что в лучших романах Л.
30...40-х гг. описываются ужасные социальные условия, эти книги
пронизаны иронией и состраданием.
Среди других работ Л. тех лет – путевые заметки о поездке писателя в
Россию: «Путь на восток» («I Austurvegi», 1933) и «Русская сказка»
(«Gerska oefintyrid», 1938). В это же время выходит несколько сборников
новелл писателя, пьеса «Короткий маршрут» («Straum-rof», 1934),
поэтический сборник «Стихи» («Kvoedakver», 1930), а также перевод книги
Хемингуэя «Прощай, оружие» (1941).
В 1940 г. Л. развелся с Ингой Эйнарсдоттир; через 5 лет он женился на
Эудур Свейнсдоттир. Лето они проводили на семейной ферме, а зимой жили в
Рейкьявике. Понимая, что население Исландии слишком мало и даже самый
выдающийся национальный писатель не может существовать только на свой
литературный заработок, правительство предоставило ему ежегодную
стипендию, от которой Л. в конце концов отказался: стипендия несколько
раз урезалась и писатель счел, что получать ее унизительно.
В 1948 г. Л. опубликовал «Атомную станцию» («Atomstodin»),
сатирический роман об атомной эпохе, который не пользовался таким
успехом, как его ранние произведения. В США «Атомная станция» была
издана только в 1982 г. – возможно, потому что в этом романе проявились
прокоммунистические настроения писателя. В 1950 г. Л. стал председателем
общества «Исландия – СССР», что также свидетельствовало о его
просоветской ориентации.
В 1955 г. Л. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за
яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное
искусство Исландии». Е. Вессен, член Шведской академии, в своей речи на
церемонии награждения отдал должное богатому наследию исландской
литературы и отметил, что «Хальдоур Л. вернул литературу к ее истокам и
обогатил исландский язык новыми художественными средствами для выражения
современного содержания». Он назвал «Свет мира» шедевром Л. В ответной
речи Л. признал, что многим обязан древнеисландским сказителям, которые
своим эпическим творчеством «создали не только один из самых красивых и
изысканных языков, но и оригинальный литературный жанр».
В романе «Рыба умеет петь» («Brekkukotsannall», 1957) манера Л.
меняется. Этот лирический по интонации роман пронизан верой писателя в
достоинство и доброту человека. В этом романе и в последующих Л. отходит
от социальной и политической проблематики, которая доминировала в его
произведениях на протяжении трех десятилетий. В 1963 г. получила широкую
известность автобиографическая книга Л. «Поэтическая эпоха»
(«Skaldatimi»), где писатель критикует советский коммунизм. В 60-е гг.
Л. продолжает писать романы, мемуары, эссе, пьесы и много переводит.
В скандинавской литературе Л. и по сей день пользуется репутацией
выдающегося писателя. В его биографии (1971) Петер Хальберг отмечает,
что «исландское наследие всегда остается живой силой в его
произведениях. Эта сила сквозит и в размышлениях писателя о сегодняшнем
дне, и в его творческих исканиях. Все его творчество пронизано
противоречием между отечественным и иностранным, своим и чужим, и
противоречие это оказалось весьма плодотворным для него».
В своей статье 1980 г. исландский литературовед Свен Хёскульдсон
назвал Л. самым знаменитым исландским писателем XX в., отметив, что «его
творческая сила не имеет себе равных: Л. художественно переосмыслил
решительно все стороны жизни Исландии». «Благодаря своему
повествовательному искусству и самобытному стилю Л. сделал для
обновления исландской прозы больше, чем любой другой современный
романист, – писал в 1982 г. исландский критик Сигурдур Магнуссон. – У
него на редкость большой диапазон тем и стилевых манер, поэтому его
романы похожи друг на друга только выразительностью и емкостью
портретных характеристик». Несмотря на подобные отзывы критики, огромную
популярность писателя в Исландии, а также признание его достижений
литературоведами, за пределами Скандинавии Л. известен мало. |