23 мая 1891 г. – 11 июля 1974 г.
Нобелевская премия по литературе, 1951 г.
Шведский романист, поэт и драматург Пер Фабиан Лагерквист родился в
маленьком городе Вексьё в Южной Швеции. Он был младшим из семерых детей
Иоганны (Блад) Лагерквист и Андерса Йогана Лагерквиста. Его отец сначала
работал на ферме, а затем стал путевым обходчиком на железной дороге.
Будучи школьником, Пер читал «Происхождение видов» Чарлза Дарвина и
другие работы, которые формировали у него представления, сильно
отличавшиеся от консервативных взглядов его лютеранской семьи. После
окончания школы в 1910 г. он в течение двух лет изучал искусство и
литературу в Упсальском университете.
Литературный дебют Л. состоялся в 1912 г., когда он опубликовал
несколько пылких стихотворений и повесть «Люди» («Manniskor»). В 1913 г.
писатель едет в Париж, где большое влияние на него оказывает
современная живопись; особенно восхищался Л. дерзкой энергией фовистов и
интеллектуальной упорядоченностью кубистов. В этом же году он
опубликовал эссе «Искусство слова и изобразительное искусство»
(«Ordkonst och bildkonst»), в котором отвергал натурализм,
противопоставляя ему скандинавский и греческий эпос. Это критическое
эссе оказалось первой работой, которая привлекла внимание к Л., и вскоре
он воплотил собственные теории в сборнике поэзии и прозы «Мотивы»
(«Motiv»), который вышел в 1914 г., а также в сборнике новелл «Железо и
люди» («Jam och manniskor» 1915).
В 1916 г. Л. добился признания, опубликовав поэтический сборник
«Тоска» («Angest»), который считается первым шведским экспрессионистским
произведением. Яркая образность этой книги, ее рваный стиль отразили
интерес Л. к фовизму и кубизму. В «Тоске» также выразились боль и
отчаяние, вызванные бедствиями первой мировой войны. Американский поэт и
критик Кеннет Рексрот писал в «Американском поэтическом обозрении», что
«Тоска» говорит не только об утрате политических иллюзий, но и о
душевной раздвоенности писателя.
Почти всю первую мировую войну Л. прожил в нейтральной Дании. В это
время он много писал для театра. Его первая опубликованная пьеса
«Последний человек» («Den sista manniskan», 1917) изображает глубокие
страдания последнего оставшегося на земле человека и продолжает тему
отчаяния, вызванного войной. В эссе из сборника «Театр» («Teater», 1918)
Л. выступает против натуралистической драмы и восхищается поздними
символическими пьесами Августа Стриндберга. Именно влиянием Стриндберга
объясняется связь между драматическим творчеством Л. и немецким
экспрессионизмом.
В 1919 г., работая театральным критиком в стокгольмской газете
«Свенска дагбладет» («Svenska Dagbladet»), Л. опубликовал поэтический
сборник «Хаос» («Kaos») и пьесу «Небесная тайна» («Himlens hemlighet»),
наиболее удачную из его ранних пьес, в которой выражается глубокий
пессимизм Л., его убежденность в том, что если жизнь кажется
человечеству высшей ценностью, то это следствие полного безразличия к
Богу. Эту же тему писатель развивает в повести «Вечная улыбка» («Det
eviga leendet», 1920). В этой повести герои разговаривают с Богом,
спрашивая Его, для чего Он их создал. Бог отвечает, что у Него не было
определенной цели, но он сделал все наилучшим образом. Этот ответ
оставляет людей в растерянности. Они не нашли той духовной поддержки, в
которой нуждались. И это заставляет их искать духовную опору не в
божественной силе, а внутри себя.
В 20-е гг. Л. много путешествует, посещает Францию и Италию, и
пессимизм его в эти годы начинает смягчаться, а стиль становится более
конкретным и не таким манерным. Поэзия этого периода – сборники «Путь
счастливого человека» («Den lyckliges vag», 1921) и «Песни сердца»
(«Hjartats sanger».
1926) – наполнена простотой и оптимизмом, которые отсутствуют в его ранних произведениях.
Помимо сборника коротких рассказов «Злые саги» («Onda sagor», 1924),
Л. написал две книги, которые многие критики сочли самыми личными
произведениями Л.: «Гость действительности» («Cast hos verkligheten»,
1925) и «Завоеванная жизнь» («Det besegrade livet».
1927). В книге «Гость действительности» рассказывается о детстве
писателя, о том, как его с ранних лет преследовала идея смерти.
«Завоеванная жизнь» – это сборник философских размышлений, в котором
излагаются взгляды автора на собственное творчество и на мир. По мнению
американского критика Альрика Густафсона, эти произведения утверждают
веру Л. в «нерушимый дух человека» и «конечную победу добра над злом».
Кроме того, обе книги демонстрируют высокую повествовательную технику
Л., который пишет простым языком, ясно и на редкость целенаправленно.
К драматургическим произведениям Л. относится также пьеса «Человек,
который прожил жизнь» («Han som fick leva от sitt liv.» 1928). Эта и
другие пьесы, написанные в 30-е гг., отличаются большим правдоподобием,
использованием повседневного языка.
По мере того как в 30-е гг. росла угроза фашизма, творчество Л.
становилось все более гуманистическим по духу, писатель подчеркивал
необходимость бороться со злом. Хотя Л. объявил о своей гуманистической
программе в поэтическом сборнике «У костра» («Vid lagerelden», 1932) и в
пьесе «Король» («Konungen», 1932), самый суровый приговор тирании он
вынес в «Палаче» («Bodeln»). Эта повесть, написанная в 1933 г. и
переработанная в пьесу под тем же названием в 1934-м, строится на
сопоставлении средневековья и нашего времени, подтверждая известную
мысль о неистребимости зла. Политические и социальные проблемы,
возникающие в предвоенной Европе, продолжают доминировать в творчестве
Л. на протяжении 30-х гг. В драме «Человек без души» («Mannen utan sjal»
1936) автор показывает, как перерождается, влюбившись, политический
террорист, который служил злу, а начинает служить добру. В «Победе во
тьме» («Seger i morker».
1939) выведены два брата-близнеца, один – государственный деятель,
демократ, другой – продажный демагог. Вторжением Германии в Данию и
Норвегию навеяны многие стихи Л. из сборника «Поэзия и бой» («Sang och
strid».
1940), опубликованного в год избрания писателя в члены Шведской
академии. Л. продолжает писать стихи и пьесы, однако самой значительной
работой этого периода является аллегорический роман «Карлик» («Dvargen»,
1944) – история жизни злобного карлика, жившего во времена итальянского
Возрождения, которая, по сути, содержит острую критику фашизма, а также
человеческой жадности, лицемерия и злобы. В драме «Дайте людям жить»
[«Lat manniskan leva», 1949) перед нами проходят судьбы тех, кто стал
жертвой нетерпимости, среди них есть и вымышленные персонажи, и
исторические личности, включая Сократа, Христа, Жанну д'Арк.
Роман «Варавва» («Barabbas») был опубликован в 1950 г. и сразу же
привлек внимание критиков и писателей, в том числе Андре Жида, который
назвал этот роман «замечательной книгой». Рассказывая историю жестокого
разбойника, которого, в отличие от Христа, освободили от распятия,
писатель говорит о попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь
веру. Анализируя роман «Варавва» в «Атлантик Мансли» («Atlantic
Monthly»), Чарлз Роло называет его «настоящим шедевром». Многие критики
также сошлись на том, что никогда еще евангельская история не была
рассказана с такой достоверностью и духовной силой. Переведенный на 9
языков, «Варавва» нашел самый широкий отклик у критиков и является самой
популярной книгой писателя. В 1952 г. по этому роману был снят фильм.
В 1951 г. Л. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за
художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя,
который пытался в своем творчестве найти ответы на вечные вопросы,
стоящие перед человечеством». Член Шведской академии Андерс Эстерлинг
сказал, что «Л. принадлежит к тем писателям, которые смело и открыто
обращались к самым насущным вопросам человечества, фундаментальным
проблемам нашего существования». Л., человек стеснительный и замкнутый,
от ответной речи отказался. Вместо этого после нескольких слов
благодарности за награду он прочитал отрывок из книги «Миф человечества»
(«Myten on manniskorna»), написанной за 30 лет до того и
неопубликованной.
В последующие годы Л. продолжал плодотворно трудиться; закончил
девятый сборник стихов «Вечерняя земля» («Aftonland», 1953), написал еще
пять романов: «Сибилла» («Sibyllan», 1956), «Смерть Агасфера»
(«Ahasverus dod» 1960), «Паломник в море» («Pilgrim pa havet», 1962),
«Священная земля» («Det heliga landet», 1964) и «Мариамна» («Маriamne»,
1967). Все эти романы тесно между собой связаны, в них поднимается тема
любви, которая решается в духе контрастной символики.
Будучи чрезвычайно замкнутым человеком, Л. отделял личную жизнь от
профессиональной. В 1918 г. он женился на Карен Дагмар Иоганне Сёренсон.
В 1925 г. они развелись, и в том же году писатель женился на Элен
Хальберг, вдове шведского художника Йёста Сандельса. Л. умер 11 июля
1974 г. от паралича в стокгольмской больнице в возрасте 83 лет.
«Чувство отчужденности – главная тема литературы XX в., и в этом
смысле Л. близок таким писателям, как Франц Кафка и Альбер Камю, – писал
в 1971 г. шведский критик Гункель Мальм-стрём. – Л. из тех, кого борьба
против дегуманизации человечества привела к поиску скрытого Бога,
решению метафизических загадок жизни». |