20 августа 1901 г. – 14 июня 1968 г.
Нобелевская премия по литературе, 1959 г.
Итальянский поэт Сальваторе Квазимодо родился в Модике, маленьком
городке возле Сиракузы (Сицилия). Его отец, Гаэтано Квазимодо, был
начальником железнодорожной станции, поэтому семья часто переезжала из
одного сицилийского городка в другой. В 1916 г. Сальваторе и его старший
брат поступили в техническое училище в Мессине, где в это время жила
семья. Хотя Сальваторе хотел учиться в гимназии, его родители решили
дать детям техническое образование, считая это более практичным. В это
время юноша увлекается поэзией, начинает читать классическую и
современную литературу России и Франции, а также публикует свои первые
стихи, вместе с друзьями выпускает газету, просуществовавшую, впрочем,
очень недолго.
В 1919 г. К. покидает Мессину и поступает в Римский политехнический
институт, однако из-за денежных затруднений бросает учебу, получив
диплом топографа. В 1920 г. он женится на Биче Донетти и начинает
всерьез заниматься литературой, в чем его поддерживает монсеньёр
Рамполла, сицилийский священник в Риме. Будущий писатель изучает
греческий и латынь и, неуверенный в своих литературных способностях,
занимается работой, требующей технических знаний.
С 1926 г. К. работает в министерстве гражданского строительства,
много ездит по стране. Он с открытой неприязнью относится к фашистам,
отчего не может заниматься журналистикой, зато начинает всерьез писать
стихи. В 1929 г. шурин К., Элио Витторини, ставший впоследствии
известным романистом, критиком и переводчиком, ввел его в литературные
круги Флоренции, где К. встретился с поэтами Эудженио Монтале и Джузеппе
Унгаретти, а также с Алессандро Бонсанти, редактором журнала «Солярий»
(«Solaria»), где были опубликованы несколько стихотворений начинающего
поэта.
В 1930 г. Бонсанти финансировал издание первого сборника
стихотворений К. «Вода и земля» («Acque e terr»), где немало стихов
посвящены Сицилии, и прежде всего – маленький шедевр «Ветер над Тиндари»
(«Vento a Tindari»). Уже в первом сборнике К. ощущается влияние
герметизма, поэтического направления, отличительными свойствами
которого, по мнению американского критика Томаса Г. Бергина, являются
«зашифрованная образность, культ слова и строгий, подчас загадочный
интеллектуализм». К поэзии К. применимо понятие «магия слова», вера в
то, что слова автономны, что они несут не только чисто описательную
функцию.
В течение последующих нескольких лет К. выпустил ряд поэтических
сборников: «Потонувший гобой» («Oboe sommerso», 1932), «Аромат эвкалипта
и другие стихотворения» («Odore di eucalyptus e altri versi», 1933),
«Эрато и Аполлион» («Erato e Apollion», 1936), и «Стихотворения»
(«Poesie», 1938). Реализм «Воды и земли» сменяется в этих сборниках
герметизмом. В 1932 г., через год после Монтале, К. удостаивается
Флорентийской премии «Антико Фатторе», а в 1934 г. переезжает в Милан,
где сближается с кружком южноитальянских интеллектуалов, называющих себя
«юными эмигрантами». В это время К. сходится с Амелией Спечиалетти, и в
1935 г. у них рождается дочь Ориетта.
В 1938 г. К. подает прошение об отставке из министерства гражданского
строительства и становится ассистентом Чезаре Дзаваттини, редактора
нескольких периодических изданий, принадлежащих издательству Мондадори, а
в следующем году – редактором еженедельника «Темпо» («Il tempo»). В том
же году у танцовщицы Марии Кумани от связи с К. рождается сын
Алессандро. В эти годы поэт занимается переводами: его книга «Лирика
Греции» («Lirici greci»), перевод древнегреческой поэзии на современный
итальянский язык, вышла в 1940 г. В 1941 г. К. становится профессором
итальянской литературы Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, а в
1942 г. выпускает сборник избранных и переработанных стихотворений «И
настал вечер» («Ed e subito sera»).
Ужасы второй мировой войны, несчастья, обрушившиеся на землю и народ
Италии, глубоко потрясли К. и привели к изменению его поэтического
стиля, обратили его поэзию к социальным проблемам. В эти годы поэт
участвует в движении Сопротивления и даже непродолжительное время
находится в тюрьме Бергамо за антифашистскую деятельность. Тогда же
происходит эволюция К. от герметизма к активной творческой позиции,
«переход от поэзии внутреннего мира к поэзии сопричастности», как писал
критик С. Маккормик.
В 1945 г. К. вступил в итальянскую компартию, однако вскоре вышел из
ее рядов, когда от него потребовали сочинять политические стихи. В
послевоенные годы поэт пишет эссе, стихотворения, много переводит,
выпускает программный для его творческой эволюции сборник стихов «День
за днем» («Giorno dopo giorno», 1947).
После смерти первой жены в 1948 г. К. женится на Марии Кумани; в это
время он начинает писать театральные статьи, сначала для «Омнибуса», а
затем для «Темпо». В 1956 г. выходит сборник стихотворений К. «Фальшивая
и подлинная зелень» («Il falso e vero verde»), которому предпослано
программное эссе «Рассуждения о поэзии» («Discorso sulla poesia»), где
утверждается, что в своих стихах поэт обязан выражать свои
идеологические взгляды. В конце 1958 г. К. посетил СССР, где из-за
болезни задержался до мая следующего года.
Несмотря на безусловный авторитет К. в литературных кругах, он не
считался самым значительным итальянским поэтом, поэтому сообщение о
присуждении ему Нобелевской премии по литературе за 1959 г. было большой
неожиданностью. К. был удостоен премии за «лирическую поэзию, которая с
классической живостью выражает трагический опыт нашего времени». В
ответной речи на церемонии награждения К. сказал, что «поэзия рождается в
одиночестве и... из этого одиночества распространяется во всех
направлениях... Поэзия, даже лирическая, – это всегда «речь». Слушателем
может быть кто угодно: сам поэт, его дух, случайный прохожий или тысячи
людей».
В 1960 г. К. развелся со своей второй женой. В 60-е гг. он публикует
сборник статей «Поэт и политик и другие эссе» («Il poeta e il politico e
altri saggi», 1960) и последний сборник стихотворений «Давать и иметь»
(«Dare e avere», 1966). К. умер внезапно (от кровоизлияния в мозг) в
1968 г., во время поэтического фестиваля в Амалфи, где он был
председателем жюри.
Хотя многие современные критики считают К. крупным представителем
герметизма, сравнения с Монтале и Унгаретти он не выдерживает. В 1959 г.
американский исследователь Глауко Кэмбон отметил, что «К., бесспорно,
принадлежит важное место [среди] современных итальянских поэтов, хотя
последние его книги нередко разочаровывают». В статье, опубликованной в
«Буксэброд» («Books Abroad») годом позже, критик Франсис Голффинг
называет К. «довольно простым поэтом по сравнению с такими мастерами,
как Монтале, Элиот и Йитс». В то же время английский литературовед
К. Баура в 1960 г. писал, что К., «как никакой другой современный поэт,
говорит от имени всей Европы». К. также широко известен своими
критическими статьями и либретто, в особенности же – переводами Шекспира
и античных авторов, в т.ч. Гомера, Эсхила, Софокла, Вергилия и Катулла,
а также современных европейских и американских поэтов, например Пабло
Неруды.
Кроме Нобелевской премии, К. в 1953 г. совместно с Диланом Томасом
получил поэтическую премию «Этна-Таормина», а также премию Вьареджио
(1958) и почетную степень Оксфордского университета (1967). |