23 декабря 1881 г. – 29 мая 1958 г.
Нобелевская премия по литературе, 1956 г.
Испанский поэт Хуан Рамон Хименес Мантекон родился в Могере,
маленьком городке в Андалусии, в семье банкира Виктора Хименеса и его
жены Пурификасьон Мантекон-и-Лопес Парейо. В семье, кроме Хуана, было
еще двое детей, а также дочь Виктора Хименеса от первого брака. Несмотря
на слабое здоровье, мальчика в 1891 г. отправили в Кадис, в иезуитский
колледж, после окончания которого Х. изучает право в Севильском
университете. Однако Х. занимается не столько юриспруденцией, сколько
рисованием, чтением и сочинением стихов, особенно увлекается французской
и немецкой романтической поэзией, а также испанской поэзией в лицее
Росалии де Кастро и Густаво Беккера. Его ранние стихи, напечатанные в
мадридском обозрении «Новая жизнь» («Vida nueva»), когда ему было 17
лет, привлекли внимание нескольких знаменитых испано-язычных поэтов того
времени, в т. ч. никарагуанца Рубена Дарио, жившего в то время в
Испании, и соотечественника Х. Франсиско Вильяспеса, которые
посоветовали начинающему поэту переехать в Мадрид. Вняв их совету, Х.
бросает нерегулярные занятия правом, переезжает в Мадрид и активно
участвует в создании двух влиятельных модернистских журналов – «Гелиос»
(«Helios», 1902) и «Возрождение» («Renacimiento», 1906). Самые ранние из
поэтических сборников Х., «Души фиалок» («Almas de violeta») и «Водяные
лилии» («Ninfeas»).
появились в 1900 г. Подражательные, сентиментальные, проникнутые
подростковой меланхолией, эти стихи тем не менее свидетельствуют об
определенной стилистической искушенности поэта, о чувственности и нежной
лиричности его ранней поэзии. Образы природы, которыми насыщены ранние
стихи Х., будут характерны для всей его поэзии.
Внезапная смерть отца повергла поэта, только что вернувшегося в
Могер, в состояние глубокой депрессии. Х. едет лечиться от неврастении в
санаторий в Бордо, где вскоре поправляется, однако превращается в
полуотшельника, одержимого мыслями о смерти. Эти мысли будут
преследовать его всю жизнь. Находясь в санатории, Х. пишет мало,
предпочитает читать, в основном французских символистов – Верлена,
Рембо, Малларме.
Вернувшись в 1902 г. в Мадрид, Х. пишет свои первые зрелые
стихотворения, вошедшие в сборники «Рифмы» («Rimas», 1902), «Печальные
напевы» («Arias tristes», 1903), «Дальние сады» («Jardines lejanos»,
1904), «Пасторали» («Pastorales», 1905) и отличающиеся характерными для
модернистской поэзии fin-de-siecle настроениями безысходности. Но в этих
стихах слышен оригинальный поэтический голос изящный, музыкальный, с
налетом таинственности.
С 1905 по 1911 г. Х. опять живет в Могере, где были написаны стихи,
вошедшие в сборники «Чистые элегии» («Elejias puras», 1908), «Весенние
баллады» («Ваladas de primavera», 1910) и «Гулкое одиночество» («La
soledad sonora», 1911). Своими причудливыми образами и сложными
размерами (александрийский стих, например) эти стихи заставляют
вспомнить стиль барокко.
В 1912 г. Х. переезжает в Мадридскую студенческую резиденцию, центр
гуманитарной культуры, где он знакомится с американкой Зенобией
Кампруби. Вместе они переводят индийского поэта Рабиндраната Тагора. В
это же время Х. выпускает сборник «Лабиринт» («Laberinto», 1913) –
стихи, посвященные семи его возлюбленным, а также широко известный цикл
белых стихов «Платеро и я» («Platero у уо», 1914). В подтексте этой
своего рода лирической повести, где рассказывается о поэте и его ослике,
лежит, как писал в 1970 г. американский литературный критик Майкл
Предмор, мысль о «смерти и возрождении как процессе вечных превращений».
В 1915 г. выходит «Лето» («Estio»), книга романтических любовных
стихов, посвященных Зенобии Кампруби. В следующем году Х. приехал к ней в
Нью-Йорк, и они поженились. Путешествие по океану стало важной вехой в
творчестве Х. В его следующем сборнике «Дневник поэта-молодожена»
(«Diario de un poeta recien casado», 1917) нашло свое отражение это
путешествие; примечателен «Дневник» и использованием свободного стиха –
впервые в испанской поэзии. И хотя любовная тема играет существенную
роль в этой книге, она вся пронизана темой моря, чья постоянная
изменчивость и безостановочное движение символизируют нетерпимость Х. к
устоявшимся поэтическим структурам, но в то же время море будит у поэта
тоску по постоянству.
На протяжении последующих 20 лет Х. работал критиком и редактором в
испанских литературных журналах, а в своем творчестве пытается выразить
то, что он называл «жадностью вечности». В книге «Вечность»
(«Eternidades» 1918) он отрекается от своих прошлых стихов и стремится к
la poesia desnuda – к «обнаженной», «чистой» поэзии. Стихи сборника
«Вечность» строги и эпиграмматичны, чужды изысканности, красочности,
которые были характерны для раннего творчества поэта.
В последующих поэтических сборниках – «Камень и небо» («Piedra у
cielo». 1919) и «Красота» («Belleza», 1923) – Х. размышляет о связи
между красотой и смертью, творчеством и спасением души. В
эстетико-этическом трактате тех лет поэт заявляет, что существует связь
между нравственностью и красотой. С 1923 по 1936 г. Х. работает над
антологией «Круглый год песен нового света» («La estacion total con las
canciones de la nueva luz»), изданной только в 1946 г. и пронизанной
острым чувством царящей в природе гармонии. «Название антологии
символично, – писал в 1976 г. в своей книге «Современная испанская
поэзия (1898...1963)» американский литературовед К. Кобб. – «Круглый
год» – это стремление поэта связать воедино все сезоны, все начала и
концы, рождение и смерть.
Начавшаяся в 1936 г. гражданская война в Испании нарушила творческие
планы поэта. Республиканское правительство направляет его почетным
атташе по культуре в Соединенные Штаты, и, хотя поэт ехал туда по своей
воле, свою разлуку с Испанией он воспринимал как добровольную ссылку. В
эти годы Х. – впервые в жизни – выступает с лекциями в университетах
Кубы, Пуэрто-Рико и США. Когда же в 1939 г. Франко становится
полновластным правителем Испании, Х. с женой решают остаться за
границей.
И хотя в эти годы Х. пишет немного, он продолжает напряженные поиски
поэтической истины, достигая почти религиозной силы в своем духовном
завещании «Зверь из глубины души» («Animal de fondo», 1949), поэтическом
сборнике, навеянном еще одним морским путешествием, на этот раз в
Аргентину. В 1964 г. американский исследователь Говард Янг назвал эту
книгу «духовной автобиографией Х., синтезом его поэтических идеалов».
В 1951 г. Х. с женой переезжают в Пуэрто-Рико, где поэт занимается
преподавательской деятельностью, а также работает над поэтическим циклом
«Бог желанный и желающий» («Dios deseado у deseante»), предполагаемым
продолжением «Зверя из глубины души». Сборник этот не был закончен, но
фрагменты из него поэт включил в «Третью поэтическую антологию»
(«Tercera antolojia poetica», 1957).
В 1956 г., в год смерти жены, Х. получил Нобелевскую премию по
литературе «за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной
чистоты в испанской поэзии». В речи на церемонии вручения премии член
Шведской академии Яльмар Гульберг заявил: «Воздавая должное Хуану Рамону
Х., Шведская академия тем самым воздает должное целой эпохе великой
испанской литературы». В коротком ответном письме Х., зачитанном в
Стокгольме ректором Пуэрториканского университета, говорилось:
«Нобелевская премия по праву принадлежит моей жене Зенобин. Если бы не
ее помощь, не ее вдохновляющее участие, я не смог бы трудиться на
протяжении сорока лет. Теперь без нее я одинок и беспомощен». Х. так и
не смог оправиться от смерти жены и через два года умер в Пуэрто-Рико в
возрасте 76 лет.
Репутация Х., поэта, свято преданного своему искусству, продолжает
оставаться высокой. «Х. занимает в испанской литературе совершенно
уникальное место из-за стремления к обнаженности, универсальности и
бесконечности поэзии», – писал К. Кобб, который считает, что в этом
отношении Х. можно сравнить только с Йитсом и Рильке. Как и они,
замечает Говард Янг, Х. исповедует «религию, в которой поэзия –
единственный обряд, а творчество – единственная форма поклонения». |