6 июля 1859 г. – 20 мая 1940 г.
Нобелевская премия по литературе, 1916 г.
Шведский поэт и романист Карл Густаф Вернер фон Хейденстам родился в
Эльсхаммаре, на берегу озера Веттерн в Южной Швеции, в поместье своего
деда, в древней аристократической и богатой семье. Его отец, Нильс
Густаф фон Хейденстам, был инженером и – как многие в роду – военным, а
мать, урожденная Магдалена Шарлотта Рюттершелд, принадлежала к местной
знати. Вернер, застенчивый и физически слабый мальчик, большую часть
года проводил в Стокгольме, а на лето вместе с родителями и
многочисленной родней выезжал в Эльсхаммар, где зачитывался стихами и
героическими сагами.
В надежде на то, что климат Средиземноморья пойдет сыну на пользу,
родители отправляют Вернера за границу. Путешествуя по Ближнему Востоку,
Греции и Италии, юноша, говоря его же словами, «в наиболее
восприимчивом возрасте окунулся в многонациональную атмосферу южных
стран». «Вместо того чтобы изучать античность в лекционных залах
провинциального университета, я ступал по земле афинского Акрополя.
Вместо того чтобы впитывать в себя современную христианскую культуру, я с
головой погрузился в Восток», – вспоминал X. Вернувшись в 1880 г. в
Швецию, X. женился на швейцарке Эмилии Уггла. Определенных планов на
будущее у него не было, но путешествия возбудили в нем интерес к
искусству, и отец решил послать молодого человека учиться в Париж. X. с
молодой женой едут сначала в Рим, а оттуда – во Францию, где Вернер
занимается живописью в Школе изящных искусств под руководством Жана
Леона Жерома.
Летом 1886 г. X. с женой поселился в Шлосс-Брюнегге, средневековом
замке в кантоне Ааргау, в Северной Швейцарии, где будущий поэт
знакомится с драматургом Августом Стриндбергом. Хотя Стриндберг был на
несколько лет старше X. и уже тогда пользовался репутацией известного
писателя, молодые люди подружились и подолгу беседовали, обсуждая свои
творческие планы, а также пытаясь предугадать будущее шведской
литературы и культуры. Приблизительно в это же время X. понял, что
поэзия, а не живопись является его истинным призванием.
В 1887 г. X. вернулся в Швецию, поселился в Эльсхаммаре, а через год
выпустил первый сборник стихов «Паломничество и годы странствий»
("Vallfart och vandringsar"), который сразу же принес ему широкую
известность. Навеянные путешествием по Средиземноморью, эти стихи
проникнуты восточной экзотикой и детскими воспоминаниями. Как писал
Стефан Бьорк, «критика устоев, моральных ценностей подспудно ощущается в
его сказаниях, притчах и восточных зарисовках, чьи чувственные,
соблазнительные краски вызвали огромный читательский интерес». Помимо
экзотики и красочности, стихи подкупали также броской, колоритной
образностью, контрастирующей с мрачной натуралистической литературой
того времени.
В течение следующего десятилетия X. писал много. Классический мир
Средиземноморья нашел отражение в его романе «Эндимион» ("Endymion",
1889), за которым последовала брошюра «Ренессанс» ("Renassans", 1890),
литературный манифест, где писатель критикует натурализм и призывает к
созданию новой эстетики, основанной на богатом воображении, живом
чувстве красоты и смелом, но не упадническом реализме. Эти взгляды
получили свое воплощение в «Гансе Альенусе» ("Hans Alienus", 1892),
романе в прозе и стихах, где похожий на Фауста герой ищет смысл жизни.
Через три года после смерти первой жены (1893) X. женится на Ольге
Виберг, однако второй брак с самого начала оказался непрочным и
закончился разводом. В 1900 г. поэт женится на Гретте Шеберг, которая
была почти на двадцать лет моложе его.
После выхода в свет второго поэтического сборника X. «Стихи»
("Dikter") поэт становится ведущей фигурой в шведской литературе. По
мнению американского критика Алрика Густафсона, «от «Стихов» веет
оптимизмом, чувствуется возвышенная, глубокая страсть к жизни... «Стихи»
проникнуты гуманизмом, который коренится в исторической памяти поэта, в
его преклонении перед героическим прошлым Швеции».
Увлечение X. шведской историей, попытка создать новый национальный
миф отразились в его самой известной книге «Войны Карла XII»
("Karolinerna", 1897...1898), цикле тематически связанных между собой
рассказов о солдатах Карла XII, при котором Швеция стала мощной
европейской державой. Изображая Карла бескомпромиссным, готовым к
самопожертвованию героем, который представляет нравственный идеал нации,
X., по мнению Густафсона, косвенно подвергает «резкой критике
материализм в культуре Швеции на рубеже XIX и XX столетий».
Прошлому Швеции посвящены лучшие книги X. Роман «Паломничество святой
Биргитты» ("Heliga Birgittas pilgrirnsfard", 1901), двухтомный роман
«Древо Фолькунгов» ("Folkunga Tradet", 1905...1907) и двухтомная поэма в
прозе «Шведы и их вожди» ("Svenskarna och deras hovdingar",
1908...1910), где выведены крупнейшие исторические фигуры Швеции,
отличаются глубоким идеализмом и патриотическим духом.
Работая над этими книгами, X. постепенно отходит от радикальных идей,
которых он придерживался, находясь под влиянием прогрессивной
европейской мысли, и возвращается в аристократический мир своего
детства. Когда Стриндберг, выдававший себя в те годы за прогрессивного
лидера рабочего класса, выступил в прессе с критикой X. (1910), между
писателями началась бурная полемика. Впоследствии противники X. прозвали
его «поэтом юнкеров» («юнкерами» называли консервативных, милитаристски
настроенных землевладельцев Пруссии). Писатель и в самом деле активно
выступал в защиту аристократии.
Тем не менее «Новые стихи» ("Nya Dikter", 1915) лишний раз
подтвердили его репутацию выдающегося лирического поэта Швеции. В этих
строгих классических стихотворениях, написанных между 1895 и 1910 гг.,
критики увидели ясность и проникновенность, в которых не было и
малейшего намека на желчность или на упадок творческих сил.
В 1916 г. X. был награжден Нобелевской премией «как виднейший
представитель новой эпохи в мировой литературе». Из-за продолжавшейся
первой мировой войны торжественной церемонии награждения не было; в
официальном критическом и биографическом очерке, подготовленном для
Шведской академии, шведский критик Свен Седерман назвал X. «самой яркой
звездой в созвездии самобытных художников, которые возродили шведскую
поэзию в конце прошлого столетия».
Со времени получения Нобелевской премии и до самой смерти X. не
выпустил ни одной новой книги. Правда, писатель закончил «Когда цвели
каштаны» ("Nar kastanjerna blommade"), несколько идеализированные
воспоминания о детстве, вышедшие в 1941 г. уже после его смерти. В
20-е гг. X. построил себе дом в Эвралиде, у озера Веттерн, где спокойно и
безмятежно жил до самой смерти. X. умер 20 мая 1940 г. в возрасте 80
лет.
В период творческого расцвета X. вместе со Стриндбергом, своим
другом, а в дальнейшем политическим оппонентом, считался лучшим поэтом
Швеции, однако, когда писатель умер, интерес к нему снизился и в конце
концов пропал вовсе. Сейчас его книги вышли из читательского обихода, и
X. вспоминают главным образом историки литературы за его вклад в
развитие современной шведской поэзии и прозы.