20 июля 1864 г. – 8 апреля 1931 г.
Нобелевская премия по литературе, 1931 г.
Шведский поэт Эрик Аксель Карлфельдт родился в поселке Фолькерна, в
Далекарлиа. Предки его были фермерами, а отец, Эрик Эрссон Карлфельдт, –
юристом-самоучкой; мать, урожденная Анна Йансдоттер, вышла замуж за
отца К., уже будучи вдовой. Детские годы К. прошли безмятежно в тихом
сельском районе Центральной Швеции. Однако вскоре после поступления
Эрика в Упсальский университет его отец разорился, вынужден был продать
фамильное имение Толфмансгорден и вскоре умер. К. зарабатывал на жизнь
частными уроками и закончил университет только в 1902 г. Проработав в
течение года учителем, он получил место библиотекаря в
Сельскохозяйственной академии в Стокгольме.
В 1895 г. К. выпустил первый из шести поэтических сборников – «Песни о
дикой природе и любви» («Vildmarcks – och karleksvisor»). Как и в
большинстве его произведений, в этих стихах описывается крестьянская
жизнь в Далекарлиа, причем в обращении к языческому прошлому шведского
крестьянства звучат мистические оттенки. В поэзии К., этнографически
конкретной, глубоко лирической и традиционной по духу, сквозит
ностальгия по простой жизни, по крестьянской культуре, которая
постепенно исчезала из-за нарастающей индустриализации и урбанизации
Швеции. Поэтические сборники «Песни Фридолина» («Fridolins visor», 1898)
и «Сад наслаждений Фридолина» («Fridolins lustgard», 1901) получили
свое название по имени Фридолина, лирического героя, за которым
скрывается сам автор. Устами этого героя – полупоэта, полукрестьянина –
К. говорит о себе как о человеке, который «с крестьянами изъясняется на
языке простонародья и по-латыни – с образованными людьми». В сборник
«Сад Фридолина» вошел цикл стихов «Настенная живопись Далекарлиа»
(«Dalmalningar, utlagda pa rim») – самые оригинальные стихи поэта, в
которых описываются традиционные народные рисунки на библейские и
мифологические сюжеты, украшавшие стены крестьянских домов. Хотя К.
никогда не переставал писать о Далекарлиа, его поэзия менялась,
постепенно становилась более зрелой; безоблачность ранних стихотворений
уступала место более сложным и неоднозначным по настроению, порой даже
мрачным стихам.
В 1904 г. К. был избран в Шведскую академию, а в 1907 г. вошел в
состав Нобелевского комитета по литературе. В 1912 г. поэт был назначен
постоянным секретарем этого комитета. Пока он занимал эту должность, ему
несколько раз предлагали Нобелевскую премию, однако К. отказывался,
ссылаясь при этом на свое положение в Академии, а также на то, что за
пределами Швеции он был относительно мало известен. К. был первым, кто
отказался от премии.
К. редко писал прозу, чуть ли не единственные его прозаические
произведения – это некролог шведскому поэту Густафу Фредингу, умершему в
1911 г., и речь при вручении Нобелевской премии Синклеру Льюису в
1930 г. На родине К. котировался высоко, но за пределами Швеции был
малоизвестен. Его стихи трудны для перевода – в основном из-за большого
количества разговорной идиоматики и архаизмов, передающих речь шведских
крестьян.
В 1916 г. К. женился на Герде Хольм-берг, женщине моложе его на двадцать лет; у них было двое детей.
К. скоропостижно умер в 1931 г., а спустя шесть месяцев после его
смерти Шведская академия проголосовала за присуждение ему Нобелевской
премии по литературе. Особенно активно ратовал за присуждение премии
К. Натан Сёдерблюм, член Шведской академии и архиепископ Упсалы. Решение
академии вызвало широкое недовольство, особенно в Швеции, в связи с чем
пришлось напомнить, что, согласно правилам присуждения Нобелевской
премии, посмертное награждение возможно в том случае, если кандидатура
впервые выдвигалась еще до смерти лауреата. В результате семье К. была
передана Нобелевская премия.
«В эпоху, когда вещи ручной работы – большая редкость, – сказал в
своей речи член Шведской академии Андерс Эстерлинг, – в мастерски
отточенном языке карлфельдтовских стихов есть какая-то особая, если
угодно, высоконравственная значимость. Особенно подкупает то, что поэт,
черпавший свое вдохновение главным образом из исчезающего прошлого, в
средствах выражения глубоко нетрадиционен, что он смелый новатор, тогда
как модернисты нередко довольствуются лишь преходящей языковой модой».
Американский литературовед Альрик Густафсон определил вклад К. в
литературу следующим образом: «К. – один из величайших шведских поэтов.
Его стихи отличаются продуманностью и изысканностью, солидным и в то же
время исключительно образным мастерством... Поэтический стиль К. во
многом традиционен, но это традиционность особенная».
Американский переводчик Чарлз Уортон Сторк писал в 1940 г.: «Как
никакой другой шведский поэт, К. близок к земле и народу... При всей его
образованности его постоянными темами были земля и небо».
В настоящее время, однако, К. за пределами Швеции никому не известен,
его стихи практически недоступны, критики почти не уделяют ему
внимания.
|