25 июля 1905 г. – 14 августа 1994 г.
Нобелевская премия по литературе, 1981 г.
Австрийский писатель и драматург болгарского происхождения Элиас
Канетти родился в сефардской еврейской семье в Рущуке (Болгария),
многонациональном портовом городе в нижнем течении Дуная. Он был старшим
из трех сыновей в семье процветающих коммерсантов, родным языком
которых был ладино, диалект испанского, на котором говорили сефарды. Дед
К. с отцовской стороны знал семнадцать языков, а родители Элиаса,
Матильда (Ардитти) и Жак Канетти, получивший образование в Вене, дома
говорили только по-немецки – на этом же языке стал писать и их сын,
Элиас.
Когда К. было 6 лет, его семья переехала в Манчестер, где мальчик
поступил в школу, выучил английский язык и начал читать классиков, на
чем настаивал его отец, которому в свое время пришлось забросить
литературу и заняться традиционным в семье хлопчатобумажным
производством. По словам К., отец сказал ему: «Ты будешь заниматься тем,
чем захочешь». Менее чем через год отец К. скоропостижно скончался, и
мать возвратилась с детьми на континент, где стала заниматься с К.
немецким, чтобы мальчик смог поступить в школу в Вене. Именно влиянием
матери К. объясняет свою любовь к этому языку. Позднее он писал, что без
матери и немецкого языка, которые тесно переплелись в сознании
писателя, его «будущая жизнь стала бы бессмысленной и непостижимой».
После трехлетнего обучения в венской школе К. с 1916 г. по 1921 г.
учился в Цюрихе, который он впоследствии назовет «раем своей юности». В
эти годы юноша создает свое первое литературное произведение, пьесу в
стихах «Юний Брут» («Junius Brutus»). В 1921 г. мать К., обеспокоенная
тем, что сын живет в Цюрихе слишком беззаботной жизнью, отвезла его во
Франкфурт в надежде на то, что суровые условия послевоенной Германии
вернут юноше чувство реальности. Здесь К. за три года прошел школьный
курс, после чего вернулся в Вену, где, уступая желанию матери, поступил в
Венский университет на химический факультет, который и закончил в
1929 г. Тем не менее из-за давнишнего желания стать писателем, а также
из-за полного отсутствия интереса к химии молодой человек целиком
посвятил себя литературе. В это время К. посещает известного
австрийского сатирика Карла Крауса, влияние которого, по словам самого
К., заключалось в появившемся у него стремлении научиться. «совмещать
язык и личность». Позднее К. говорил, что именно Краус научил его
искусству слушать: «Слушая его, я уже не мог потом не слушать самого
себя».
Побывав в 1928 г. в Берлине, где К. встретился с Бертольтом Брехтом,
Исааком Бабелем и Георгом Грошем, начинающий писатель задумал серию
романов о человеческом безумии, в каждом из которых герой должен был
представить тот или иной тип маньяка.
Так, в 1935 г. появился роман «Ослепление» («Die Blendung») – первый и
последний из задуманной писателем серии о безумцах. Герой романа Кин,
ученый-отшельник, живет в венской квартире, забитой его огромной
библиотекой. Помешательство Кина начинается с того, что он
скоропалительно женится на своей домашней хозяйке, которая вывозит его в
«свет» погрязшего в разврате города, отчего герой окончательно сходит с
ума и кончает с собой.
Роман, в котором, по мнению критиков, К. удалось опередить свое время
и разоблачить фашизм, получил высокую оценку Томаса Манна и других
крупных писателей довоенного времени. Через несколько лет после выхода
романа он был официально запрещен в нацистской Германии. Впоследствии
английская писательница Айрис Мердок назвала «Ослепление» «одной из
немногих великих книг нашего столетия». Мер-док посвятила К. свой роман
«Бегство от волшебника», а сам К., возможно, послужил прототипом для ее
«волшебника», всесильного философа, главного героя романа.
В 30-е гг. К. написал две пьесы – «Свадьбу» («Die Hochzeit», 1932) и
«Комедию тщеславия» («Die Komodie der Eitelkeit», 1934), в которых зло
высмеиваются человеческие слабости и которые являются предтечей театра
абсурда. Более поздняя драма К. «Ограниченные сроком» («Die
Befristeten», 1952), поставленная в Англии в 1956 г., – это философская
пьеса об обществе, в котором каждый знает точный момент своей смерти;
как и в ранних пьесах, в «Ограниченных сроком» драматург пользуется
приемами театра абсурда.
Распространение нацизма и систематическое преследование евреев в
Германии вынудили К. уехать из Вены в Париж. Когда же нацистская петля
над Европой стала затягиваться еще туже, писатель переезжает в Лондон,
где и живет по сей день. В Лондоне К. приступает к многолетней научной
работе, в результате которой создает свой шедевр «Масса и власть» («Mass
und Macht», 1960), многогранное исследование о массовых движениях с
привлечением фольклора, мифологии, литературы и истории. Мысль об этом
труде возникла у К. под влиянием событий того дня, который он назвал
самым решающим в его жизни: 15 июля 1927 г. будущий писатель стал
свидетелем пожара в венском Дворце правосудия, подожженного группой
бунтующих рабочих. Глубоко потрясенный увиденным, К. решил заняться
психологией толпы.
В 1981 г. К. получает Нобелевскую премию по литературе «за
произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и
художественной силой». В своей приветственной речи Йоханнес Эдфельд,
член Шведской академии, высоко оценил «великий роман «Ослепление» как
самое выдающееся из произведений К.», добавив при этом, что «в книге так
много фантастического и демонического, что поневоле напрашиваются
ассоциации с такими русскими писателями XIX в., как Гоголь и
Достоевский». Затем Эдфельд назвал «Массу и власть» «авторитетным
трудом, цель которого объяснить и обличить... религию власти». Хотя К.
присутствовал на церемонии награждения, Нобелевской лекции он не читал.
Выпустив в свет свой капитальный труд, К. продолжает писать книги о
психологии литературного творчества. Таков, например, «Еще один процесс
Кафки: письма к Фелице» («Der andere Prozess: Kafkas Briefe an Felice»,
1969), где делается попытка нащупать связь между жизнью и творчеством
Кафки. К. выпускает и две книги автобиографического характера:
«Спасенный язык» («Die gerettete Zunge», 1980) и «Факел в ухе» («Die
Fackel im Ohr», 1982).
Ко времени получения Нобелевской премии К. лучше всего был известен
западноевропейским читателям, которые владели немецким языком и могли по
достоинству оценить ясный экономный язык в традициях Гёте. Один из
переводчиков К., Иоахим Нойгрошель, считал, что стиль К. в разное время
бывал разным: «В его ранних произведениях очень сложный синтаксис, зато
воспоминания его прозрачны и непосредственны. Хотя он и пишет
по-немецки, язык этот является для него выученным, отчего стиль его
произведений отличается большей точностью, разнообразием и богатством».
Подобно многим писателям своего поколения, К. был вынужден перенести
изгнание, которому не раз подвергались его предки. «Поскольку я еврей,
язык моего интеллекта остается немецким, – говорил К., – однако я несу в
себе наследие всех народов». «У К.-изгнанника, – как отмечалось в
докладе Шведской академии, – есть только одна родина, и родина эта –
немецкий язык».
Благодаря «Ослеплению» К. занял видное место в той традиции
европейской литературы, которую представляет Кафка, а после того как
этот роман был переведен на другие языки, К. получил признание как у
широкого западного читателя, так и в академических кругах, где его слава
постоянно продолжала расти. За свои произведения, обладающие
общечеловеческими достоинствами, он был назван «писателем XVIII в.,
живущим в XX». По словам критика Джорджа Стайнера, «сам факт
существования такого писателя, как К., является честью для литературы».
Айрис Мердок заметила, что «К. совершил то, что должны делать
философы и что они раньше делали... Он также продемонстрировал
взаимодействие «мифического» с повседневным в человеческой жизни».
Американский критик Сьюзан Зонтаг отозвалась о К. как о человеке, «остро
чувствующем ответственность за слова; в своих произведениях он
старается поделиться тем, что узнал благодаря своему внимательному
отношению к миру. И это не какая-то догма, а смесь боли, горячности,
скорби и эйфории. Страстное сознание порождает страсть».
В 1934 г. К. женился на Венеции Тоубнер-Калдерон, с которой он
впервые встретился на одной из лекций Карла Крауса в 1924 г. После ее
смерти (1963) писатель женится во второй раз на Гере Бушор и живет
вместе с женой и сыном в Цюрихе и Лондоне. Британское гражданство К.
получил в 1952 г.
Помимо Нобелевской премии (К. стал первым болгарином – Нобелевским
лауреатом) писатель был удостоен многих других литературных наград, в
том числе Международного Парижского приза (1949), Писательской премии
г. Вены (1966), Мюнхенской премии Георга Бюхнера (1972), Дортмундской
премии Нелли Закс (1976) и премии Кафки (1981), одной из наиболее
престижных литературных наград Австрии. |