25 июля 1905 г. – 14 августа 1994 г. 
 Нобелевская премия по литературе, 1981 г. 
 Австрийский писатель и драматург болгарского происхождения Элиас 
Канетти родился в сефардской еврейской семье в Рущуке (Болгария), 
многонациональном портовом городе в нижнем течении Дуная. Он был старшим
 из трех сыновей в семье процветающих коммерсантов, родным языком 
которых был ладино, диалект испанского, на котором говорили сефарды. Дед
 К. с отцовской стороны знал семнадцать языков, а родители Элиаса, 
Матильда (Ардитти) и Жак Канетти, получивший образование в Вене, дома 
говорили только по-немецки – на этом же языке стал писать и их сын, 
Элиас. 
 Когда К. было 6 лет, его семья переехала в Манчестер, где мальчик 
поступил в школу, выучил английский язык и начал читать классиков, на 
чем настаивал его отец, которому в свое время пришлось забросить 
литературу и заняться традиционным в семье хлопчатобумажным 
производством. По словам К., отец сказал ему: «Ты будешь заниматься тем,
 чем захочешь». Менее чем через год отец К. скоропостижно скончался, и 
мать возвратилась с детьми на континент, где стала заниматься с К. 
немецким, чтобы мальчик смог поступить в школу в Вене. Именно влиянием 
матери К. объясняет свою любовь к этому языку. Позднее он писал, что без
 матери и немецкого языка, которые тесно переплелись в сознании 
писателя, его «будущая жизнь стала бы бессмысленной и непостижимой». 
 После трехлетнего обучения в венской школе К. с 1916 г. по 1921 г. 
учился в Цюрихе, который он впоследствии назовет «раем своей юности». В 
эти годы юноша создает свое первое литературное произведение, пьесу в 
стихах «Юний Брут» («Junius Brutus»). В 1921 г. мать К., обеспокоенная 
тем, что сын живет в Цюрихе слишком беззаботной жизнью, отвезла его во 
Франкфурт в надежде на то, что суровые условия послевоенной Германии 
вернут юноше чувство реальности. Здесь К. за три года прошел школьный 
курс, после чего вернулся в Вену, где, уступая желанию матери, поступил в
 Венский университет на химический факультет, который и закончил в 
1929 г. Тем не менее из-за давнишнего желания стать писателем, а также 
из-за полного отсутствия интереса к химии молодой человек целиком 
посвятил себя литературе. В это время К. посещает известного 
австрийского сатирика Карла Крауса, влияние которого, по словам самого 
К., заключалось в появившемся у него стремлении научиться. «совмещать 
язык и личность». Позднее К. говорил, что именно Краус научил его 
искусству слушать: «Слушая его, я уже не мог потом не слушать самого 
себя». 
 Побывав в 1928 г. в Берлине, где К. встретился с Бертольтом Брехтом, 
Исааком Бабелем и Георгом Грошем, начинающий писатель задумал серию 
романов о человеческом безумии, в каждом из которых герой должен был 
представить тот или иной тип маньяка. 
 Так, в 1935 г. появился роман «Ослепление» («Die Blendung») – первый и
 последний из задуманной писателем серии о безумцах. Герой романа Кин, 
ученый-отшельник, живет в венской квартире, забитой его огромной 
библиотекой. Помешательство Кина начинается с того, что он 
скоропалительно женится на своей домашней хозяйке, которая вывозит его в
 «свет» погрязшего в разврате города, отчего герой окончательно сходит с
 ума и кончает с собой. 
 Роман, в котором, по мнению критиков, К. удалось опередить свое время
 и разоблачить фашизм, получил высокую оценку Томаса Манна и других 
крупных писателей довоенного времени. Через несколько лет после выхода 
романа он был официально запрещен в нацистской Германии. Впоследствии 
английская писательница Айрис Мердок назвала «Ослепление» «одной из 
немногих великих книг нашего столетия». Мер-док посвятила К. свой роман 
«Бегство от волшебника», а сам К., возможно, послужил прототипом для ее 
«волшебника», всесильного философа, главного героя романа. 
 В 30-е гг. К. написал две пьесы – «Свадьбу» («Die Hochzeit», 1932) и 
«Комедию тщеславия» («Die Komodie der Eitelkeit», 1934), в которых зло 
высмеиваются человеческие слабости и которые являются предтечей театра 
абсурда. Более поздняя драма К. «Ограниченные сроком» («Die 
Befristeten», 1952), поставленная в Англии в 1956 г., – это философская 
пьеса об обществе, в котором каждый знает точный момент своей смерти; 
как и в ранних пьесах, в «Ограниченных сроком» драматург пользуется 
приемами театра абсурда. 
 Распространение нацизма и систематическое преследование евреев в 
Германии вынудили К. уехать из Вены в Париж. Когда же нацистская петля 
над Европой стала затягиваться еще туже, писатель переезжает в Лондон, 
где и живет по сей день. В Лондоне К. приступает к многолетней научной 
работе, в результате которой создает свой шедевр «Масса и власть» («Mass
 und Macht», 1960), многогранное исследование о массовых движениях с 
привлечением фольклора, мифологии, литературы и истории. Мысль об этом 
труде возникла у К. под влиянием событий того дня, который он назвал 
самым решающим в его жизни: 15 июля 1927 г. будущий писатель стал 
свидетелем пожара в венском Дворце правосудия, подожженного группой 
бунтующих рабочих. Глубоко потрясенный увиденным, К. решил заняться 
психологией толпы. 
 В 1981 г. К. получает Нобелевскую премию по литературе «за 
произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и 
художественной силой». В своей приветственной речи Йоханнес Эдфельд, 
член Шведской академии, высоко оценил «великий роман «Ослепление» как 
самое выдающееся из произведений К.», добавив при этом, что «в книге так
 много фантастического и демонического, что поневоле напрашиваются 
ассоциации с такими русскими писателями XIX в., как Гоголь и 
Достоевский». Затем Эдфельд назвал «Массу и власть» «авторитетным 
трудом, цель которого объяснить и обличить... религию власти». Хотя К. 
присутствовал на церемонии награждения, Нобелевской лекции он не читал. 
 Выпустив в свет свой капитальный труд, К. продолжает писать книги о 
психологии литературного творчества. Таков, например, «Еще один процесс 
Кафки: письма к Фелице» («Der andere Prozess: Kafkas Briefe an Felice», 
1969), где делается попытка нащупать связь между жизнью и творчеством 
Кафки. К. выпускает и две книги автобиографического характера: 
«Спасенный язык» («Die gerettete Zunge», 1980) и «Факел в ухе» («Die 
Fackel im Ohr», 1982). 
 Ко времени получения Нобелевской премии К. лучше всего был известен 
западноевропейским читателям, которые владели немецким языком и могли по
 достоинству оценить ясный экономный язык в традициях Гёте. Один из 
переводчиков К., Иоахим Нойгрошель, считал, что стиль К. в разное время 
бывал разным: «В его ранних произведениях очень сложный синтаксис, зато 
воспоминания его прозрачны и непосредственны. Хотя он и пишет 
по-немецки, язык этот является для него выученным, отчего стиль его 
произведений отличается большей точностью, разнообразием и богатством». 
 Подобно многим писателям своего поколения, К. был вынужден перенести 
изгнание, которому не раз подвергались его предки. «Поскольку я еврей, 
язык моего интеллекта остается немецким, – говорил К., – однако я несу в
 себе наследие всех народов». «У К.-изгнанника, – как отмечалось в 
докладе Шведской академии, – есть только одна родина, и родина эта – 
немецкий язык». 
 Благодаря «Ослеплению» К. занял видное место в той традиции 
европейской литературы, которую представляет Кафка, а после того как 
этот роман был переведен на другие языки, К. получил признание как у 
широкого западного читателя, так и в академических кругах, где его слава
 постоянно продолжала расти. За свои произведения, обладающие 
общечеловеческими достоинствами, он был назван «писателем XVIII в., 
живущим в XX». По словам критика Джорджа Стайнера, «сам факт 
существования такого писателя, как К., является честью для литературы». 
 Айрис Мердок заметила, что «К. совершил то, что должны делать 
философы и что они раньше делали... Он также продемонстрировал 
взаимодействие «мифического» с повседневным в человеческой жизни». 
Американский критик Сьюзан Зонтаг отозвалась о К. как о человеке, «остро
 чувствующем ответственность за слова; в своих произведениях он 
старается поделиться тем, что узнал благодаря своему внимательному 
отношению к миру. И это не какая-то догма, а смесь боли, горячности, 
скорби и эйфории. Страстное сознание порождает страсть». 
 В 1934 г. К. женился на Венеции Тоубнер-Калдерон, с которой он 
впервые встретился на одной из лекций Карла Крауса в 1924 г. После ее 
смерти (1963) писатель женится во второй раз на Гере Бушор и живет 
вместе с женой и сыном в Цюрихе и Лондоне. Британское гражданство К. 
получил в 1952 г. 
 Помимо Нобелевской премии (К. стал первым болгарином – Нобелевским 
лауреатом) писатель был удостоен многих других литературных наград, в 
том числе Международного Парижского приза (1949), Писательской премии 
г. Вены (1966), Мюнхенской премии Георга Бюхнера (1972), Дортмундской 
премии Нелли Закс (1976) и премии Кафки (1981), одной из наиболее 
престижных литературных наград Австрии.   |