13 июня 1865 г. – 28 января 1939 г.
Нобелевская премия по литературе, 1923 г.
Уильям Батлер Йитс (Йетс), ирландский поэт и драматург, родился в
Дублине и был старшим из четырех детей. Его отец, Джон Батлер Йитс, сын
протестантского священника, готовился к карьере адвоката, однако стал
художником. Мать, урожденная Сюзан Поллексфен, впечатлительная,
замкнутая женщина, происходила из семьи зажиточных торговцев и
судовладельцев из Слайго, города на западе Ирландии.
Начальное образование Й. получил в лондонском районе Хаммерсмит, куда
переехал из Ирландии его отец, чтобы продолжать занятия живописью.
Посредственный ученик, к тому же чувствующий себя в огромном городе
непривычно, Й. любил проводить летние каникулы в доме родителей матери в
Слайго, «в самом дорогом для меня месте на земле», как писал позже
поэт. Любовь к Слайго проявилась во многих стихотворениях И., а также в
его автобиографическом романе «Джон Шерман» ("John Sherman", 1891).
В 1880 г. Йитсы возвращаются в Ирландию, и с 16 до 18 лет Уильям
Батлер посещает среднюю школу в Дублине, а затем, проявив интерес к
живописи, продолжает образование в художественной школе «Метрополитен
скул ов арт». Стихи молодой человек начинает писать в 1882 г. под
сильным влиянием Спенсера и Шелли, первые стихи начинающего поэта
появляются тремя годами позже в «Дублин юниверсити ревью» ("Dublin
University Review"). В том же году Й. принимает участие в создании
Дублинского алхимического общества, занимающегося оккультными науками,
которыми поэт будет интересоваться всю жизнь. Через два года,
убедившись, что художник из него не выйдет, Й. оставляет художественную
школу и вместе с семьей перебирается в 1887 г. в Лондон, а еще два года
спустя, в 1889 г., выходит первая его книга «Странствия Оссиана и другие
стихотворения» ("The Wanderings of Oisin and Other Poems"). Поэма
«Странствия Оссиана», занимающая основное место в сборнике, навеяна
мотивами ирландской мифологии, народного поэтического творчества.
С самого начала Й. стремится разработать такую философскую и
эстетическую систему, в которой не было бы конфликта между искусством и
природой, объяснить собственные противоречия тем, что он называл
«неразрывностью существования». В своем желании пробудить ирландское
самосознание поэт испытывает влияние Уильяма Блейка, Фридриха Ницше и
Эмануэля Сведенборга. Излюбленным жанром молодого поэта была поэтическая
драма. В этом жанре написана первая пьеса Й. «Графиня Кэтлин» ("The
Countess Cathieen", 1892) – история знатной ирландки, которая продает
душу ради спасения своих крестьян от голодной смерти. «Графиня Кэтлин», а
также «Кэтлин, дочь Хулиэна» ("Cathleen m Houlihan", 1902), лучшая
пьеса Й., были посвящены Мод Гонн, прославленной актрисе, красавице,
общественной деятельнице, боровшейся за независимость Ирландии, с
которой поэт встретился в 1889 г. Глубокое, сложное чувство к Мод Гонн
вдохновило Й. на создание многих замечательных лирических стихотворений.
Важную роль в жизни поэта сыграла еще одна женщина, леди Августа
Грегори, вдова военного, член Протестантской лиги мелкопоместного
дворянства, в которую Й. вступил в 1896 г. Леди Грегори была заметной
фигурой ирландского литературного возрождения, автором пьес,
составителем сборников народных ирландских сказаний в собственной
обработке, блестящим знатоком ирландской жизни, ее традиций и обычаев,
что особенно восхищало Й., который часто гостил в Куле, ее имении в
графстве Голуэй.
В 1896 г. в Париже Й. познакомился с молодым ирландским драматургом
Джоном Миллингтоном Сингом, распознал в тогда еще мало кому известном,
нуждающемся литераторе лирический и драматургический дар и уговорил
вернуться в Ирландию и пожить среди ирландского крестьянства. Дружба Й. и
Синга, их сотрудничество изменили весь ход развития ирландской
литературы. Вдохновленный Й., Синг написал несколько необычайно
колоритных пьес, которые своим живым разговорным языком и тщательно
продуманной композицией в свою очередь оказали глубокое воздействие на
творчество самого Й. В сборнике стихотворений «В семи лесах» ("In the
Seven Woods", 1903) наглядно ощущается переход от выспренности
«кельтского романтизма» ранних книг Й. к более сдержанному разговорному
стилю.
В эти же годы Й., Синг и леди Грегори активно участвовали в создании
ирландского национального театра и в 1906 г. возглавили Дублинский театр
аббатства. В это время Й. совмещает организационную работу в театре со
сбором средств, сочинением и постановкой пьес, продолжает писать стихи в
1914 г. выходит программный сборник Й. «Ответственность»
("Responsibilities"), ставший поворотным моментом в эволюции поэта В
1913 г. в письме отцу, эмигрировавшему в Нью-Йорк, Й. писал «Я много
работаю над самовыражением, стараюсь, чтобы язык моих книг был
одновременно естественным и приподнятым – чтобы читающий вслух ощутил
присутствие человека думающего и чувствующего».
В 10...20-е гг. в Англии и в Ирландии имя Й. упоминается наряду с
такими литературными знаменитостями, как Оскар Уайльд, Джеймс Джойс и
Эзра Паунд Осенью 1913 г. Паунд работает неофициальным секретарем Й. и
одновременно редактирует переводы японских пьес «Нею», изысканность
которых ощущается в сборнике пьес Й. «Четыре пьесы для танцовщиц» ("Four
Plays for Dancers", 1921).
Во время Ирландского восстания 1916 г. Й. находился в Англии;
героизм, жертвенность повстанцев произвели на него огромное впечатление,
однако поэт был шокирован жестокостью и ограниченностью тех, кто
выступил от имени Ирландии. В следующем сборнике «Дикие лебеди в Куле»
("The Wild Swans at Coole", 1919) Й. «делает упор на людях и на тех
действиях, в которых проявляется их личность», – писал ирландский
литературовед Денис Донахью. «Его стихи обращаются непосредственно к
нам, к нашему чувству ответственности... Й. признает человеческую
ограниченность и пытается, насколько это возможно, с ней примириться»,
заключает Донахью.
Через год Й. становится сенатором только что созданного Ирландского
свободного государства, а в 1923 г. удостаивается Нобелевской премии по
литературе «за вдохновенное поэтическое творчество, передающее в
высокохудожественной форме национальный дух». Представитель Шведской
академии Пер Хальстрем, назвав Й. «центральной фигурой кельтского
возрождения», заметил: «Он достиг того, что удается лишь немногим поэтам
сохранить связь со своим народом, будучи при этом изысканнейшим
художником».
В Нобелевской лекции «Ирландское драматическое искусство» ("The Irish
Dramatic Movement") Й. напомнил, с какой целью был создан Дублинский
театр аббатства. Отметив, что жизнь ирландского крестьянства всегда
оставалась для него источником вдохновения, поэт заявил: «Нам вдруг
открылся древний мир с его неуемным воображением и любовью к
увлекательным историям, сильным мужчинам и красивым женщинам». В лекции
Й. отдал также дань уважения своим соотечественникам Сингу, который умер
в 1909 г., и леди Грегори: «Когда я получил из рук вашего короля
высокую награду Шведской академии, я подумал, что справа от меня должен
был бы стоять молодой человек, которого давно уже нет в живых, а слева –
женщина преклонных лет, которая, по счастью, находится в добром
здравии».
Последние 15 лет жизни Й. пользовался славой национального
ирландского поэта. Несмотря на частые болезни, в эти годы им создаются
произведения, отмеченные большой страстью, незаурядными мастерством и
фантазией: таковы сборники «Башня» ("The Tower", 1928) и «Винтовая
лестница и другие стихотворения» ("The Winding Stair and Other Poems",
1933). В 1917 г. Й. женился на молодой англичанке Джорджиане Хайд-Лиз, у
них было двое детей. Жена помогала поэту в работе над книгой «Видение»
("Vision", 1925, переиздание 1937), мистическим толкованием истории и
психологии. В эти годы Й. много путешествует – Соединенные Штаты,
Франция, Италия, Майорка, что находит отражение в поздних стихах поэта,
еще более упрочивших его авторитет.
И. умер после непродолжительной болезни в местечке Кап-Мартен, на
Французской Ривьере, куда он приехал, чтобы спастись от суровой
ирландской зимы, и был похоронен в Рокбрюне, а в 1948 г., в соответствии
с волей поэта, высказанной им в его поэтическом завещании стихотворении
«Под Бен-Булбеном» ("Under Ben Bulben"), останки Й. были перевезены в
Ирландию и перезахоронены в Драмклиффе, под Слайго.
Помимо Нобелевской премии, Й. получил почетные степени белфастского
Королевского колледжа, дублинского Тринити-колледжа. Оксфордского и
Кембриджского университетов. Ежегодная Международная летняя школа имени
Йитса в Слайго, созданная в 1960 г., ставит целью изучение его
произведений.
По мнению большинства критиков, Й. является самым крупным ирландским поэтом, а Т.С. Элиот
назвал его даже «величайшим поэтом нашего времени...». Биограф И.,
американский исследователь Ричард Эллманн, писал: «Благодаря преданности
своему призванию и отказу от безмятежной жизни, на которую он по
возрасту и заслугам имел полное право, Й. прожил несколько жизней,
неотделимых от развития поэзии и становления современного человека».
Ирландский поэт Шеймас Хини в своей лекции в 1978 г. сказал: «Кроме
всего прочего, Й. напоминает нам, что искусство создано Богом и что без
искусства развитие цивилизации невозможно». |