20 января 1873 г. – 25 ноября 1950 г.
Нобелевская премия по литературе, 1944 г.
Датский романист Йоханнес Вильгельм Йенсен родился в городе Фарсе в
Химмерланде, на севере Ютландии, в семье ветеринара Ганса Йенсена и
Марии (Кирстин) Йенсен. Широкий кругозор отца, его интерес к
естественным наукам, истории, антропологии и другим предметам передался
Йоханнесу, который в детстве очень много читал. Живя в уединенном,
открытом ветрам Химмерланде, И. с ранних лет полюбил природу,
интересовался жизнью датских крестьян. До 11-летнего возраста Йоханнеса
учила мать, потом в течение двух лет мальчик посещал местную школу,
после чего брал частные уроки, готовясь к поступлению в Виборгскую
кафедральную школу (1890).
Проучившись три года в Виборге, И. поступает в Копенгагенский
университет, где изучает медицину и естественные науки, однако больше
интересуется литературой. Помимо датских писателей юноша читает Гейне,
Золя, Шекспира. В эти же годы выходят первые романы Кнута Гамсуна. «Он
производил огромное впечатление... своим стилем и совершенно новым
отношением к жизни», – вспоминал впоследствии И. Однако еще большее
влияние на будущего писателя оказал Редьярд Киплинг, чьи произведения,
по словам И., распахнули перед ним ворота в мир и на всю жизнь
приохотили молодого человека к путешествиям и далеким странам.
В студенческие годы И. зарабатывает на жизнь, сочиняя детективные
романы, печатавшиеся серийными выпусками под псевдонимом Ивар Люкке. В
это же время начинающий писатель работает над романом «Датчане»
(«Danskere», 1896) и на вырученные за книгу деньги в том же году
совершает короткую поездку в Соединенные Штаты, которые потрясли его
уровнем жизни, развитием технологии и явились идеалом идущей по пути
прогресса нации. Особый интерес у И. вызвала жизнь в Америке датских
эмигрантов, и, вернувшись в Копенгаген, он пишет «Эйнар Элькер» («Einar
Elkoer», 1897), психологический навеянный автобиографическими мотивами
роман о молодом человеке, тщетно стремящемся к любви и новой жизни.
Роман получил хорошую прессу, однако в дальнейшем И. отходит от
автобиографичности, явившейся основой его ранних книг.
Ободренный литературным успехом, И. в 1898 г. бросает медицину и
становится корреспондентом датской газеты «Политика» («Politiken»), по
заданию которой едет в Испанию освещать испано-американскую войну. Затем
в течение нескольких месяцев И. находится на военной службе, после чего
едет в Париж, а в 1902...1903 гг. совершает кругосветное путешествие;
все это время он продолжает писать книги и статьи в «Политику». После
женитьбы на Эльзе Марии Улрик (1904) И. живет с семьей (жена и трое
сыновей) в Копенгагене.
«Люди Химмерланда» («Himmerlandsfolk»), сборник реалистических
рассказов о нравах и обычаях жителей Ютландии, появился в 1898 г. и
привлек пристальное внимание критиков. Последующие сборники – «Новые
химмерландские истории» («Nye Himmerlandschistorier», 1904) и
«Химмерландские истории. Третий том» («Himmerlandschistorier. Tredie
Samling», 1910) – продолжают ту же тему. В трехтомном романе «Падение
короля» («Kongens Fald», 1901), крупнейшем датском историческом романе о
жизни короля Кристиана II, причудливо совмещаются мифические и
реалистические элементы. В эти же годы появляется первый поэтический
сборник Й. «Стихи» («Digte», 1906).
В 1912 г. Й. вновь отправляется в кругосветное путешествие, посещает
Цейлон, Сингапур, Пекин, Монголию и, наконец, Нью-Йорк, откуда в 1914 г.
возвращается в Копенгаген. Впечатления от поездки описаны им в книге
«Вступление в нашу эпоху» («Introduktion til vor Tidsalder», 1915).
С 1922 по 1924 г. Й. выпускает шесть томов «Долгого путешествия»
(«Den lange Rejse»), широкомасштабного художественного изложения своих
эволюционистских теорий, где суровая природа представляется стимулом в
поисках потерянной идеальной земли. Начинается цикл с изображения
первобытных обитателей Ютландии и достигает кульминации, повествуя об
открытии Нового Света Христофором Колумбом. С «Долгим путешествием»
перекликаются более ранние «Мифы» («Myter»), двенадцатитомное собрание
небольших рассказов и очерков, опубликованных между 1907 и 1944 гг. и
представляющих собой изложение всевозможных научных и философских теорий
Й.
В 1925 г. Й. снова отправляется путешествовать – на этот раз в
Египет, Палестину и Северную Африку. Вернувшись в Копенгаген в 1928 г.,
писатель заканчивает «Вехи сознания» («Andens Stadier»), философский
трактат об эволюции природы и человека. Продолжая писать прозу и поэзию,
Й., однако, уделяет теперь больше внимания эссеистике, в которой
чувствуется влияние дарвинских теорий и которая запоминается скорее
стилем изложения, чем научной проницательностью.
В 1939 г. Й. снова посетил Соединенные Штаты, однако болезнь уже
через несколько месяцев заставила его вернуться в Данию. Хотя сам
писатель считал себя совершенно аполитичным, фашизм и антисемитизм он
подверг резкой критике, и, когда Гитлер оккупировал Данию, Й. уничтожил
свои дневники и большую часть личной переписки.
В 1944 г. Й. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за
редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с
интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля».
Из-за войны традиционная церемония вручения была отменена, однако в
Нью-Йорке на средства Американо-скандинавского фонда был дан
торжественный завтрак.
В 1945 г. на официальной церемонии Андерс Эстерлинг, член Шведской
академии, сказал, что «огромный литературный труд Й. охватывает самые
разнообразные эпические и лирические жанры, романтические и
реалистические произведения, а также исторические и философские эссе...
Читая Й., мы убеждаемся, что впечатлительному человеку не хватает
первобытного примитивизма, а примитивному – мягкости и
чувствительности».
В своей ответной речи Й. отдал дань уважения не только Альфреду
Нобелю, но и Карлу Линнею, шведскому ботанику, которому Дарвин, по
словам Й., «обязан своей теорией происхождения видов». «Мифы» и эссе Й.
писал до самой смерти. Умер писатель в Копенгагене в 1950 г. Й. завоевал
репутацию ведущего представителя датской натуралистической литературы.
«Ясновидящим пятью чувствами» называл его Кнут Гамсун. Американский
писатель Гамильтон Бассо в 1945 г. сравнил репутацию Й. в Дании с
положением Сигрид Унсет в Норвегии и Томаса Манна в Германии. В то же
время Бассо сравнивал Й. с игроком в бейсбол, которого перевели из
низшей лиги в высшую: «Несмотря на то что Й. получил Нобелевскую премию,
в высшей литературной лиге ему делать нечего». С большим энтузиазмом
отзывается о Й. один из его биографов Марион Нильсен. «Немного найдется
писателей, – пишет Нильсен, – которые бы так глубоко и с таким
искусством проникли в прошлое своего народа и показали взаимосвязь
прошлого, настоящего и будущего... Быть может, ни один писатель не
уловил очарования датской природы так, как он». Многие из сегодняшних
специалистов по скандинавской литературе высоко ценят Й. Так, в 1980 г.
американский ученый датского происхождения Свен Росселл писал:
«Произведения Й. имеют огромное значение для европейской литературы. В
его книгах современность соединяется с вечностью в мифическом видении». |