род. 16 октября 1927 г.
Нобелевская премия по литературе, 1999 г.
Гюнтер Грасс, немецкий романист и эссеист родился 16 октября 1927 в
предместье Данцига (ныне Гданьск, Польша), пережил все превратности
судьбы этого города. В нескольких своих романах Грасс на примере судьбы
Данцига и его обитателей исследовал ход немецкой истории в 20 в. Как и
большинство его сверстников, Грасс был членом гитлерюгенда, в 1944 стал
солдатом. В апреле 1945 был ранен, попал в американский лагерь для
военнопленных. В 1948 будущий писатель поступил на отделение скульптуры
Дюссельдорфской академии искусств, в это же время начал писать стихи. По
совету западногерманских писателей «Группы 47» Грасс попробовал свои
силы в прозе.
Первый же его роман «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel, 1959), имел
сенсационный успех. В этой пародии на немецкий «роман воспитания» речь
идет о Данциге, фашизме и войне. Но более всего поразил «Жестяной
барабан» совершенно непривычной, гениально придуманной фигурой героя –
юного Оскара Мацерата, который родился на свет уже с невыносимым
отвращением к окружающему миру и с решением никак и никогда не
участвовать в делах и делишках этого мира. В три года он перестает расти
в знак протеста против неаппетитной жизни взрослых. И только подаренный
матерью дешевенький детский барабан примиряет его с жизнью, позволяя
найти в барабанной дроби свое призвание, прибежище, свой особый, не
соприкасающийся со взрослыми мир. Яростный поклонник барабанной дроби не
расстается с игрушкой никогда, выстукивает палочками все, что видит и
слышит вокруг. Иными словами, он выражает свое миросозерцание не в
слове, не в поэзии или живописи, а в форме непрерывного постукивания
палочками по гладкой поверхности этого ударного инструмента. История
Германии XX века как соло на барабане и герой, наблюдающий мир со
своеобразной дистанции, снизу, «из-под трибун», – вряд ли кто оспорит
оригинальность и эстетическую новизну подобной художественной идеи.
Данциг и немецкие умонастроения середины 20 в. – тема и двух
следующих романов Грасса: «Кошки-мышки» (Katz und Maus, 1961; рус.
перевод 1968 под назв. «Кошка и мышь») и «Собачьи годы» (Hundejahre,
1965), продолжающих социально-критическую и гротескную линию «Жестяного
барабана»; нередко эти три романа называют «данцигской трилогией».
Более поздние произведения Грасса посвящены событиям современной ФРГ.
В романе «Под местным наркозом» (1969) писатель пытается осмыслить
фанатизм студенческого движения и умеренность старшего поколения.
«Дневник улитки» (Aus dem Tagebuch einer Schnecke, 1972) – сочетание
автобиографического отчета о работе в предвыборной кампании СДП и
истории некоего Германа Отта, его деятельности и осуждения при нацистах.
Заслуживают также упоминания романы «Камбала» (Der Butt, 1977),
историко-фантастическая повесть «Встреча в Тельгте» (Das Treffen in
Telgte, 1979), «Вымыслы» (Kopfgeburten, 1982), антивоенный
роман-предупреждение «Крыса» (Die Rätin, 1985), текущий комментарий XX
столетия «Meіn Jarhundert» (1999). Перу Грасса принадлежат
многочисленные эссе и статьи, множество стихов и ряд драматических
произведений.
Нобелевскую премию по литературе за 1999 г. получил «за то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».
Среди многочисленных наград Грасса: Премия «Группы 47» (1958), Премия
критики (1960, Германия), Премия иностранной книги (1962, Франция),
Премия Бюхнера (1965), Премия Фонтана (1965), Премия Гайса (1969),
Премия Монделло (1977, Палермо), медаль Карл фон Осирски (1977), Премия
Виареджио-Версилия (1978), Медаль им. В. Маяковского (1977), Премия
Фельтринелли (1982), Кольцо Леопарда Франка (1988). Грасс имеет ученые
степени трех колледжей и университетов.
В новом романе «Мудрый краб» (Im Krebsgang, 2001) Гюнтер Грасс
обратился к теме, которую в современной Германии предпочитают обходить
стороной, – тяжелая, порою трагическая судьба немцев России и Восточной
Европы, которым пришлось бежать от Красной Армии во время Второй мировой
войны.
Писатель сосредоточился в своем романе на истории гибели лайнера
«Вильгельм Густлов», на котором в январе 1945 года из Данцига (родной
город самого Грасса, современный Гданьск в Польше) были эвакуированы
беженцы, а также раненые солдаты – всего 9000 человек. Лайнер был
потоплен советской подлодкой. Грасс взялся за эту болезненную тему не
для того, чтобы разбередить раны, а для того, чтобы люди не забывали об
ужасах и потерях, с которыми всегда сопряжена война. |