2 июня 1857 г. – 13 октября 1919 г.
Нобелевская премия по литературе, 1917 г.
Датский романист и драматург Карл Адольф Гьеллеруп родился в Рохольте
в семье Анны (Фибигер) Гьеллеруп и Карла Адольфа Гьеллерупа,
лютеранского священника, который умер, когда мальчику было 3 года. Карла
привез в Копенгаген кузен его матери Юханс Фибигер, священник, теолог и
поэт, оказавший значительное влияние на юного Г. Будучи еще школьником,
Г. начал писать и вскоре после окончания Хэрслевской школы (1874)
сочинил трагедию «Сципион Африканский» ("Scipio Africanus") и драму
«Арминий» ("Arminius"); ни та, ни другая пьесы опубликованы не были.
В том же году Г. поступает в Копенгагенский университет на
богословский факультет. В университете юноша знакомится с книгами
Дарвина и увлекается радикальными литературными теориями крупного
датского критика и литературоведа Георга Брандеса. Это было время
критического осмысления Библии, когда подлинность четвертого Евангелия
стала вызывать сомнения. Г. перестал верить в Бога и, несмотря на
богословский диплом, вышел из университета (1878) атеистом. В
студенческие годы на Г. наибольшее влияние оказали такие гиганты
немецкой литературы, как Гете, Кант и особенно Шиллер, чьи стихи служили
для Г. образцом.
«Идеалист» ("En idealist", 1878), небольшой по объему роман,
написанный сразу после окончания университета, был первым опубликованным
произведением Г. В этом романе, вышедшем под псевдонимом Эпигон,
изображен своевольный молодой интеллектуал, который отвергает богословие
и церковь. Во втором романе, «Ученик германцев» ("Germanernes
laeriing", 1882), выведен молодой человек, переживающий, как и сам Г.,
кризис веры.
В новеллах, написанных Г. в последующие годы, таких, как «Соль мажор»
("G-Dur", 1883) и «Ромул» ("Romulus", 1883), остро чувствуется влияние
Тургенева. В это время писатель путешествует по Италии, Греции,
Германии, России, Швейцарии и Швеции, что нашло свое отражение в
«Классическом месяце» ("En klassisk maaned", 1884) и в «Годе странствий»
("Vandreaaret", 1885), знаменующем собой разрыв Г. с радикальным
движением и с Брандесом, натурализму которого писатель предпочел
немецкий классицизм и античную литературу. Наиболее значительным ранним
произведением Г. является драма в стихах «Брунхильда» ("Brynhild",
1884), навеянная «Кольцом нибелунгов» Рихарда Вагнера. Сказывается на
«Брунхильде» и влияние греческой драмы, шекспировского белого стиха и
аллитеративного стиха древнеисландской «Эдды».
Между 1885 и 1887 гг. Г. жил в Дрездене, где завершил драматическую
поэму «Тамир» ("Thamyris"), а в 1887 г. женился на Анне Каролине
Хойзингер, бывшей жене музыканта Феликса Бендикса и кузине Георга
Брандеса. За «Брунхильду» и «Тамира» Г. получил пожизненную пенсию.
Следующими его произведениями были «Хагбард и Сигне» ("Hagbard og
Signe", 1888), трагедия в прозе и стихах, в основу которой легла датская
народная легенда, и любовный роман «Минна» ("Minna", 1889), действие
которого происходит в Дрездене. В эти же годы писатель выпускает
поэтический сборник «Книга моей любви» ("Min kaerligheds bog", 1889).
Отойдя от героической трагедии, Г. начинает писать современные драмы в
духе Ибсена: «Герман Бандель» ("Herman Vandel", 1891) – о несчастной
любви и самоубийстве молодого школьного учителя, «Вуторн» ("Wuthorn",
1893) – о трагедии влюбленных из горной деревни, и «Его
превосходительство» ("Hans Excellence", 1895) – о продажном
правительственном чиновнике. Драма «Вуторн» более 100 раз игралась в
копенгагенском театре Дагмар.
В 1892 г. Г. поселяется со своей семьей в Дрездене и начинает писать
на немецком языке, который он назвал своим «истинным средством
выражения». В эти годы написаны романы «Пастор Морс» ("Pastor Mors",
1894) – пасквиль на протестантского священника, и «Мельница» ("Mollen",
1896), где речь идет о раскаявшемся убийце из датской деревни.
Последующие произведения Г., по его же собственным словам, «принадлежат
немецкой литературе... и нашли свое истинное понимание главным образом в
Германии».
В середине 1890-х гг. под влиянием Шопенгауэра и буддийского учения
Г. увлекается идеей растворения личностного начала в нирване. Под
воздействием буддизма написаны «Жертвенные огни» ("Die Opferfeuer",
1903) – пьеса о религиозном пути ученика Гаутамы Будды, и такие романы,
как «Пилигрим Каманита» ("Der Pilger Kamanita", 1906), рассказывающий о
молодых людях, живших во времена Будды, и «Вечные странники» ("Die
Weltwanderer", 1910) – история двух влюбленных, которые сознают, что это
не первая их жизнь.
Значительную роль в присуждении Нобелевской премии по литературе
1917 г. сыграли политические соображения. Хотя Швеция во время первой
мировой войны оставалась нейтральной, ее близость к Германии
воспринималась неоднозначно. Состоявшиеся встречи королей Дании,
Норвегии и Швеции были призваны упрочить единство скандинавских народов.
Чтобы лишний раз продемонстрировать нейтралитет Швеции и ее дружеские
связи с Данией, Шведская академия наградила сразу двух датских писателей
– Г. и Хенрика Понтоппидана. Г. был удостоен Нобелевской премии «за
многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы». Из-за войны
церемония награждения не проводилась. Известие о награждении Г. было
встречено в Дании без энтузиазма – у себя на родине Г. считался по
преимуществу немецким писателем.
Г. умер в 1919 г. в Клоцше близ Дрездена. При жизни писателя критика
хвалила его за использование литературных форм, соответствующих
возвышенным философским идеям, однако после смерти Г. его авторский
стиль постепенно утратил свою привлекательность, а посмертная репутация
не шла ни в какое сравнение с прижизненной. |