15 ноября 1862 г. – 6 июня 1946 г.
Нобелевская премия по литературе, 1912 г.
Немецкий драматург и романист Герхарт Иоханн Роберт Гауптман родился в
Оберзальцбрунне (ныне Щавно-Здруй, Польша), известном курорте в
Силезии. Он был младшим из четырех детей Роберта Гауптмана, владельца
фешенебельного отеля, и Марии Штрелер. Учился Герхарт в сельской школе,
где изучал латынь, и в гимназии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Однако
к своим занятиям юноша проявлял мало интереса, считая школу «пыткой», и
в возрасте 15 лет был отправлен изучать фермерское дело в имении своего
дяди, где он жил в течение года. Хотя пребывание Герхарта на ферме было
кратковременным, опыт, который он приобрел, в дальнейшем сказался. «Я
именно тогда стал понимать, что я собой представляю, чего стою и каковы
мои права, – писал Г. 30 лет спустя. – Я приобрел независимость,
решительность и собственный взгляд на мир – все то, чем располагаю и
теперь».
В 1880 г. по совету своего брата Карла Г. поступил в Академию
художеств в Бреслау в класс скульптуры, а в следующем году обручился с
Марией Тинеман, состоятельной женщиной, которая на первых порах
оказывала своему жениху солидную материальную помощь. Учась на
историческом факультете Йенского университета, Г. сблизился с видным
немецким биологом и философом Эрнстом Геккелем, который познакомил его с
идеями Чарлза Дарвина, оказавшего своими теориями большое влияние на
развитие реализма в европейских литературах.
Изучая скульптуру в Риме в 1883...1884 гг., Г. заинтересовался
античным искусством и написал эпико-романтическую поэму по мотивам мифа о
Прометее. В 1885 г. он женится на Марии Тинеман и поселяется в городке
Эркнере в пригороде Берлина, где попадает в среду прогрессивно мыслящих
интеллектуалов и с увлечением читает Маркса, Энгельса, Толстого, Золя и
Ибсена.
Несмотря на то что натурализм в это время уже прочно укоренился в
литературе России, Франции и скандинавских стран, в Германии этот
художественный метод распространен не был, романтизм оставался основным
литературным жанром немецкой литературы. В 1889 г. группа немецких
писателей и критиков создала театр-студию «Свободная сцена», где сначала
были поставлены «Призраки» Ибсена, а затем первая пьеса Г. «Перед
восходом солнца» ("Vor Sonnenaufgang", 1889) – трагическая история
быстрого обогащения и столь же быстрого краха крестьянской семьи,
написанная на силезском диалекте. Первая натуралистическая драма на
немецком языке, эта пьеса потрясла публику своим беспощадным
правдоподобием и живым народным языком; благодаря ее скандальному успеху
о Г. заговорили как о серьезном, подающем надежды драматурге.
На двух следующих пьесах Г., «Праздник перемирия» ("Das
Friedensfest", 1890) и «Одинокие» ("Einsame Menschen", 1891), сказалось
влияние Ибсена. Истинное же признание принесла Г. пьеса «Ткачи» ("Die
Weber", 1893), выдержанное в реалистическом ключе описание забастовки
силезских ткачей 1844 года. Драматург отказывается здесь от
традиционного деления действующих лиц на положительных и отрицательных,
от нравственного суда над своими героями.
«Бобровая шуба» ("Der Biberpelz", 1893), сатирическая комедия о
покладистой прачке, также написана в натуралистической манере. Однако в
следующей пьесе, «Вознесение Ханнеле» («Наnnеles Himmelfahrt", 1894), Г.
удивил и зрителей и критиков отходом от натурализма к символизму и
фантазии. В этой пьесе натуралистические сцены в прозе, рисующие жизнь
затравленной 14-летней девочки, чередуются со стихотворными пассажами,
представляющими собой ее мечты. Возвращаясь к натурализму во «Флориане
Гейере» ("Florian Geyer", 1896), Г. создает широкую историческую
панораму крестьянской войны 1524...1525 гг. В «Потонувшем колоколе»
("Die versunkene Glocke", 1897) Г., изображая мытарства художника,
мастера, широко пользуется элементами сказки, предания, поверья.
Между тем Г. преследовали семейные неурядицы. В 1900 г. молодая
скрипачка и актриса Маргарет Маршалк родила от него сына. В следующем
году Г. строит дом в Агнетендорфе (ныне Ягнякув, Польша), куда
переезжает вместе с Маршалк и ребенком. В 1904 г., после развода с
женой, от которой у него было трое детей, он женится на Маршалк.
Расстроенный падающей популярностью и отсутствием творческой энергии,
Г, в 1907 г. отправляется в Грецию, где создает «Греческую весну»
("Griechischer Fruhling", 1908). Написанная в форме путевого дневника,
эта книга в действительности представляет собой попытку Г. разобраться в
противоречии между приверженностью к христианскому наследию и тягой к
язычеству античной культуры. Этой же теме посвящены и два романа:
«Юродивый Эммануэль Квинт» ("Der Narr in Christo Emmanuel Quint", 1910) –
история о силезском плотнике, современном мистике, чья жизнь
сравнивается с жизнью Иисуса; и «Остров великой матери» ("Die Insel der
grossen Mutter", 1912).
B 1912 году Г. был награжден Нобелевской премией «прежде всего в знак
признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в
области драматического искусства». Представитель Шведской академии Ханс
Хильдебранд в своей речи с похвалой отозвался о способности Г.
«проникать в глубины человеческого духа... Реализм в пьесах Г. неизбежно
ведет к мечте о новой и лучшей жизни, к претворению этой мечты в
жизнь».
Поблагодарив Нобелевский комитет в краткой ответной речи, Г. отдал
должное «тем идеалам, которым служит Нобелевский фонд». «Я имею в виду
идеал всеобщего мира, к которому в конечном счете стремятся искусство и
наука», – сказал он.
Будучи пацифистом на протяжении всей жизни, Г. сохранил свои
убеждения и во время первой мировой войны; после поражения Германии в
1918 г. драматург выступал за создание Веймарской республики. После
прихода Гитлера к власти, несмотря на то что Гитлер и нацизм были ему
отвратительны, драматург предпочел остаться на родине, чем вызвал
недовольство многих своих почитателей.
Во времена «третьего рейха» пьесы Г. редко ставились на сцене; вместе
с тем нацистское правительство в 1942 г. выделило средства на издание
полного, 17-томного Собрания сочинений драматурга. В эти годы писателем
созданы фантастическая поэма «Великий сон»
("Der grosse Traum", 1942) и «Атриды» ("Die Atriden-Tetralogie",
1949) – драматическая тетралогия в стихах на сюжет греческой легенды об
Атридах, где жестокость греческих мифов перекликается с ужасами второй
мировой войны.
Когда в 1945 г. союзники разбомбили Дрезден, город, который Г. очень
любил, драматург был глубоко потрясен и впал в апатию. В 1946 г. Г. умер
от воспаления легких в своем доме в Агнетендорфе.
После смерти Г. его слава померкла, пьесы драматурга ставятся теперь,
как правило, только в Германии и гораздо реже в других странах. «Пьесы,
написанные им за последние 25 лет жизни, ничего собой не представляют, –
писал критик Джон Гасснер, – и теперь даже главные его произведения
звучат фальшиво – как в самой Германии, так и за ее пределами».
Даже горячие почитатели Г. признают, что самые удачные его пьесы –
ранние. И тем не менее, оценивая достижения драматурга в целом, его
биограф Хью Гартен называет Г. «одним из последних истинных гуманистов,
который унаследовал и, во всем многообразии своих героев, развил великую
европейскую традицию». |