род. 6 марта 1928 г.
Нобелевская премия по литературе, 1982 г.
Колумбийский прозаик и журналист Габриэль Хосе Гарсия Маркес, старший
из шестнадцати детей, родился в Колумбии в городке Аракатака –
банановом порту на берегу Карибского моря. Когда Г.М. был еще ребенком,
его отец, низкооплачиваемый телеграфист, переехал с женой в другой
город, оставив Габриэля на воспитание родителям жены. Особенно близок
Г.М. был со своей бабушкой, поведавшей ему немало легенд и мифов,
которые легли в основу многих произведений будущего писателя. Дед Г.М.,
полковник в отставке, рассказывал внуку «нескончаемые истории о
гражданской войне, своей молодости». «Он брал меня в цирк и в кино и был
своего рода пуповиной, связывавшей меня с историей и реальностью», –
вспоминает писатель.
После смерти деда (1936) Г.М. недолгое время учился в Барранкилье,
пока не приобрел достаточно знаний, чтобы посещать школу в г. Зипакира
недалеко от Боготы, где он получил степень bachillerato, что
приблизительно соответствует диплому выпускника колледжа в Соединенных
Штатах. В Колумбийский университет на юридический факультет Г.М.
поступил в 1947 г. – в том же году в боготской газете «Наблюдатель»
(«Espectador») была опубликована его первая повесть «Третий отказ» («La
tercera resignacion»). В течение последующих шести лет в этой же газете
увидели свет около дюжины рассказов Г.М. Переехав в 1948 г. в Картахену,
писатель продолжил свое юридическое образование и два года спустя стал
репортером в «Геральде» («Heraldo»), где вел постоянную рубрику «Жираф».
В 1954 г.
Г.М. вновь возвращается в Боготу и становится репортером «Наблюдателя».
Как серьезный прозаик Г.М. впервые проявляет себя в 1955 г., написав
повесть «Палая листва» («La hojarasca»). В это же время Г.М. печатает в
«Наблюдателе» 14 статей из морской жизни, где вскрывает факты перевозки
контрабанды колумбийскими военными кораблями. Эти статьи вызвали такой
скандал, что газета была закрыта, а Г.М., посланный в Европу
корреспондентом «Наблюдателя», остался без средств к существованию.
В 1958 г. Г.М. женится на Мерседес Барча; у них два сына – Родриго и Гонсалес.
Проработав в Европе внештатным журналистом два года, Г.М. устроился в
Пренса Латина – кубинское правительственное агентство новостей, а в
1961 г. перебрался в Мехико, где зарабатывал на жизнь сценариями и
журнальными статьями и в свободное время писал книги. За повестью
«Полковнику никто не пишет» («El coronel no tiene quien le escriba»,
1961) через год последовал сборник рассказов «Похороны Мама-Гранде»
(«Los funerales de la Mama Grande»).
Однако коммерческий успех Г.М. принес появившийся в 1967 г. роман
«Сто лет одиночества» («Cien anos de soledad»). Первое издание романа, о
котором Пабло Неруда с восторгом писал, что это, «быть может,
величайшее откровение на испанском языке со времен "Дон Кихота"»,
разошлось за неделю и вызвало, по словам ведущего перуанского писателя
Варгаса Льосы, «литературное землетрясение». В этом романе вымышленная
деревня Макондо (списанная с городка Аракатака, где Г.М. провел свое
детство) символизирует собой Латинскую Америку, а ее основатель Буэндиа
со своими потомками – историю мира. «Сто лет одиночества» – это
настоящие литературные джунгли, – писал американский критик Уильям
Макферсон. – Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа».
В центре следующего романа писателя «Осень патриарха» («El otono del
patriarca», 1975) – гиперболизированный образ вымышленного американского
диктатора, который рассматривается с различных углов зрения. Роман
«Хроника объявленной смерти» («Cronica de una muerte anunciada»)
появился в 1981 г.; новаторский по форме, он повествует об убийстве,
по-разному воспринятом различными и ненадежными очевидцами.
Через год после выхода в свет «Хроники...» Г.М. получил Нобелевскую
премию по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и
реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
«На протяжении уже многих лет латиноамериканская литература
демонстрирует такую мощь, какую редко встретишь в других литературных
регионах», – отметил при награждении представитель Шведской академии
Ларс Йюлленстен. – В произведениях Г.М. народная культура... испанское
барокко... влияние европейского сюрреализма и других модернистских
течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь». Йюлленстен
отметил также, что «Г.М. не скрывает своих политических симпатий, он
стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической
эксплуатации».
Остановившись в своей Нобелевской лекции на условиях жизни в
Центральной и Южной Америке, Г.М. коснулся темы эксплуатации коренного
южноамериканского населения. «Смею думать, – заметил он, – что
южноамериканская действительность, а не только ее литературное
выражение, заслужила внимание Шведской академии». В заключение он
согласился с тем, что писатель несет ответственность за «создание
утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь
будет подлинной, а счастье – возможным и где народы, обреченные на сто
лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь».
Продолжая жить в Мехико, Г.М. часть времени проводит и в Картахене,
на родине. Говорят, что он личный друг Фиделя Кастро – и это несмотря на
то, что политика Кубы, где писатель часто бывает, далеко не во всем ему
нравится.
Детские впечатления, связанные с жизнью на берегу Карибского моря,
оставили неизгладимый след в литературном творчестве Г.М. «Кажется, что
сильнее всего повлияла на воображение Г.М. его бабушка, – писал
английский романист Салман Рушди в «Лондонском книжном обозрении»
(«London Review of Books»). – И все же можно найти начало его
литературных предшественников. Он сам признает влияние Фолкнера, и
действительно, сказочный мир Макондо – это во многом графство
Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли». Другие критики писали
о влиянии на Г.М. таких разных писателей, как Джон Дос Пассос,
Вирджиния Вулф, Альбер Камю и Эрнест Хемингуэй.
Впрочем, некоторые критики высказывают сомнения, можно ли Г.М.
называть великим писателем, а его главную книгу «Сто лет одиночества» –
бессмертным шедевром. Американский критик Джозеф Эпстайн в «Комментэри»
(«Commentary») превозносит композиционное мастерство романиста, однако
находит, что «его безудержная виртуозность приедается». «Вне политики, –
отметил Эпстайн, – рассказы и романы Г.М. не имеют нравственного
стержня; они не существуют в нравственной вселенной».
Рецензируя роман «Хроника объявленной смерти», Билл Бафорд писал, что
автор «Хроники...» – это «безусловно, один из самых блестящих и самых
«магических» политических романистов современности». «Его книги озарены
искрометной иронией и верой в то, что человеческие ценности нетленны, –
отмечал Джордж Р. Макмарри в монографии «Габриэль Гарсия Маркес» (1977).
– В своем творчестве Г.М. проник в суть не только латиноамериканца, но и
любого другого человека». |