16 апреля 1844 г. – 13 октября 1924 г.
Нобелевская премия по литературе, 1921 г.
Французский романист и критик Анатоль Франс (настоящее имя Жак
Анатоль Франсуа Тибо) родился в Париже, в семье букиниста Франсуа Ноэля
Тибо и Антуанетты (Галла) Тибо. В детстве Анатоль, единственный ребенок в
семье, много времени проводил на набережной Сены, роясь в грудах книг
(«Это была библиотека длиной в три квартала», как он сам впоследствии
писал) и слушая разговоры книгочеев, часто захаживавших в магазин его
отца.
Франс (уменьшительное от Франсуа – имени отца) поступил в Коллеж
Станислас, школу иезуитов в Париже Мальчик зачитывался греческими и
римскими авторами, однако школы не любил У. него на всю жизнь осталось
отвращение к школярскому преподаванию религии. Учеником он был
посредственным, отличные оценки получал только за сочинения, и мать
посоветовала ему стать писателем. Провалившись несколько раз на
выпускных экзаменах, он наконец сдал их в возрасте 20 лет.
Когда его отец в 1866 г. ушел от дел, Ф., вынужденный сам
зарабатывать себе на жизнь, устроился в журнал Работая библиографом у
издателя Альфонса Лемерра, он познакомился с недавно созданной
литературной группой «Парнас» После выхода в свет его первого
произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Ф. становится
одной из центральных фигур в «Парнасе».
Во время франко-прусской войны Ф. некоторое время служил в армии,
демобилизовавшись, он продолжал писать и выполнять различную
редакторскую работу. В 1875 г. у него появляется первая настоящая
возможность проявить себя в качестве журналиста, парижская газета
«Темпе» ("Le Temps") заказала ему серию критических статей о современных
писателях, а уже в следующем году он становится ведущим литературным
критиком этой газеты Ф. ведет свою собственную рубрику под названием
«Литературная жизнь» ("La Vie litteraire"). Статьи, появляющиеся в этой
рубрике в течение нескольких лет, вышли отдельным изданием в четырех
томах в 1889...1892 гг. под заглавием «Литературная жизнь». В
предисловии к этому изданию Ф. выразил свое отношение к субъективности
литературной критики «Хороший критик, писал Ф., – повествует не столько о
прочитанном, сколько о приключениях собственной души». В 1876 г. Ф.
назначается заместителем директора Библиотеки сената и в течение 14 лет
занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься
литературой. В 1877 г. он женится на Валери Герен де Совиль.
В это время писатель постепенно отходит от «Парнаса» и сближается с
Кальманом Леви, который стал издателем двух его следующих книг. В первую
(1879) вошли две повести – «Йокаста» ("Jocaste") и «Тощий кот» ("Le
Chat maigre"), во вторую (1881) – роман «Преступление Сильвестра
Боннара» ("Le Crime de Sylvestre Bonnard"), принесший Ф. известность и
премию Французской академии «Преступление Сильвестра Боннара» до сих пор
остается самой читаемой книгой Ф. Герой романа, старый ученый Сильвестр
Боннар, скептик по натуре, обаятельный и снисходительный к людям, стал
первым из литературных героев Ф., в которых воплотилась личность самого
писателя и дух эпохи. Как отмечал литературный критик Жюль Леметр,
литературными героями прежних эпох были гражданин, художник, рыцарь,
священник, светский человек, «конец же XIX в. представлен одиноким
пожилым ученым, умным, мыслящим, ироничным и очень мягким»
Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и популярности его еженедельной
рубрики в «Темпе» Ф. входит в высшее парижское общество. В 1883 г. он
знакомится с Леонтиной Арман де Канаве, которая держала один из самых
блестящих литературных, политических и художественных салонов. Через 5
лет Леонтина становится его возлюбленной, а после того, как Ф. в 1893 г.
развелся с женой, они с Леонтиной живут в неофициальном браке до самой
ее смерти (1910). Леонтина проявляла трогательную заботу о писателе (сам
Ф. в быту был совершенно беспомощным), учила его светским манерам и
способствовала его литературной карьере.
К другим значительным произведениям этого периода относится роман о
христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии «Таис»
("Thai's", 1890) и «Харчевня королевы Гусиные лапки» ("La Rotissene de
la reine Pedauque", 1893) – роман, где выведен еще один знаменитый
литературный герой Ф. – аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и
жизнелюбец XVIII в. Перестав вести литературную рубрику в газете «Темпе»
(1893), Ф. решил использовать образ Куаньяра для социальной критики
современной французской жизни и написал «Суждения господина Жерома
Куаньяра» ("Les Opinions de M. Jerome Coignard", 1893). «Красная лилия»
("Ze Lys rouge", 1894) – это роман, навеянный любовью Ф. к Леонтине де
Кайаве и их первой поездкой в Италию. В сборник новелл «Перламутровый
ларец» ("L'Etui de nacre", 1892) вошел один из самых знаменитых
рассказов Ф. «Прокуратор Иудеи» ("Le Procurateur de Judee"). В 1896 г.
Ф. избирается членом Французской академии. В эти годы Ф. начинает
интересоваться социальными и политическими вопросами и в 1897 г.
приступает к работе над тетралогией под общим названием «Современная
история» ("L'Histoire contemporame"), через которую проходит третий
значительный герой Ф. – господин Бержере, провинциальный школьный
учитель.
В 1898 г. Ф. принял участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя
Пруста Ф. первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я
обвиняю» (1898). В этом письме осуждалась попытка обвинить в
государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса
и доказывалось, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от
скандала высшее армейское командование, уличенное в коррупции. Ф.
описывает дело Дрейфуса в 4-м томе «Современной истории», озаглавленном
«Господин Бержере в Париже» ("Monsieur Bergeret a Paris", 1900)
Благодаря активной политической деятельности Ф. становится близким
другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской
социалистической партии.
Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь
Жанны д'Арк» ("Vie de Jeanne d'Arc", 1908), написанный под влиянием
друга Ф., историка Эрнеста Ренана, был принят плохо. Католики возражали
против демистификации Жанны, а историкам книга Ф. показалась
недостаточно правдивой. Зато пародия на французскую историю «Остров
пингвинов» ("L'Ile de pingouins"), опубликованная также в 1908 г., была
принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат
Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал
массу сложностей на небесах и на земле. В книге «Боги жаждут» ("Les
Dieux ont soif", 1912), историческом романе о французской революции, Ф.
опирался на знания, которые он почерпнул из книг, прочитанных в детстве в
отцовском книжном магазине.
После 1913 г. Ф. возвращается к автобиографическим темам своих ранних
произведений, он пишет очерки о детстве и отрочестве, которые
впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» ("Le Petit Pierre", 1918) и
«Жизнь в цвету» ("La Vie en fleur", 1922).
В 1921 г. Ф. присуждается Нобелевская премия по литературе «за
блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля,
глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом». В
своей приветственной речи член Шведской академии Эрик Карлфелдт
подчеркнул безупречность стиля Ф. и его роль в мировой культуре. «В наше
время Ф. – самый авторитетный представитель французской культуры, –
сказал Карлфелдт. – Он является последним великим классиком. Его даже
называют последним европейцем». В ответной речи Ф. осудил всяческие
войны и выразил поддержку пацифизму.
Ф. умер 13 октября 1924 г. в Туре, куда он переехал за 10 лет до
смерти. На его похоронах присутствовали члены французского
правительства. После смерти Ф. его популярность резко снизилась.
Представители послевоенного поколения придерживались точки зрения
английского романиста Арнолда Беннетта, который в свое время упрекал Ф. в
«духовной анемии». С этого времени творчеством Ф. занимаются в основном
ученые, текстологи и литературоведы. Например, Уэйн Бут исследовал
иронию в произведениях Ф., Мюрей Сакс – вклад писателя в развитие
французской новеллы. По мнению Поля Валери, Ф. наглядно показал, что на
французском языке еще могут создаваться бесценные сокровища,
продолжающие великую культурную традицию. Душан Брески, рассуждая о
писателе, которого Джозеф Конрад однажды назвал «принцем прозы»,
заключил: «Несмотря на все превратности критической моды, Ф. всегда
будет стоять рядом с [Джорджем Бернардом] как великий сатирик нашей эпохи и с такими писателями, как Рабле,
Мольер и Вольтер, как один из величайших французских острословов». |