25 сентября 1897 г. – 6 июля 1962 г.
Нобелевская премия по литературе, 1949 г.
Американский романист и новеллист Уильям Катберт Фолкнер родился в
Нью-Олбани (штат Миссисипи). Он был старшим из четырех сыновей
управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер)
Фолкнер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, во время войны Севера и Юга
служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая
роза Мемфиса». Когда Ф. был еще ребенком, семья переехала в город
Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь. До школы
Уильяма, застенчивого, замкнутого мальчика, учила читать мать, а в 13
лет он уже писал стихи, посвященные Эстелл Олдхэм, девочке, в которую
был влюблен. Школу Ф. не кончил и некоторое время работал в банке у
своего деда.
Ф. не смог жениться на Эстелл из-за туманных финансовых перспектив,
и, когда девушка в апреле 1918 г. вышла замуж за другого, «жизнь для
него, – как выразился его брат Джон, – кончилась». Ф. хотел вступить
добровольцем в армию, но ему отказали по причине малого роста. Приехав к
своему другу в Йельский университет, Ф. решает записаться в Канадские
военно-воздушные силы и в июле поступает в военную школу в Торонто.
Когда же спустя несколько месяцев первая мировая война закончилась, Ф.
вернулся в Оксфорд и стал посещать занятия в университете Миссисипи. Его
литературный дебют состоялся в 1919 г. – стихотворение «Дневной сон
фавна» («L'Apres midi dun faun») было опубликовано в журнале «Нью
рипаблик» («New Republic») в 1919 г.
В 1920 г. Ф. бросил университет, так и не получив диплома, и по
приглашению романиста и театрального критика Старка Янга переехал в
Нью-Йорк, где работал продавцом в книжном магазине Элизабет Пролл. Через
некоторое время будущий писатель вновь возвращается в Оксфорд и
устраивается почтмейстером при университете, пока его не увольняют за
чтение на рабочем месте. Приехав в 1925 г. в Новый Орлеан, Ф. знакомится
с писателем Шервудом Андерсоном, который, заинтересовавшись творчеством
Ф., посоветовал ему уделять больше внимания прозе, чем поэзии. Провал
поэтического сборника Ф. «Мраморный фавн» («The Marble Faun») подтвердил
правоту Андерсона, и Ф. пишет роман «Солдатская награда» («Soldiers'
Pay»), который Андерсон передал своему издателю.
Пока рукопись романа лежала в издательстве, Ф. несколько месяцев
путешествовал по Европе. За «Солдатской наградой» последовал роман
«Москиты» («Mosquitoes», 1927) – сатирическое изображение нью-орлеанской
богемы. Хотя ни первый, ни второй роман не привлек внимания читателей,
Ф. не отчаивается и пишет «Сарторис» («Sartoris», 1929), первый из
пятнадцати романов, действие которого происходит в вымышленном округе
Йокнапатофа, своеобразном микрокосме американского Юга, населенном
несколькими поколениями колоритных персонажей. Первоначальный вариант
этого романа, который был сокращен издателем, вышел в 1973 г. под
названием «Флаги в пыли» («Flags in the Dust»).
Хотя «Сарторис» и был отмечен критикой, широкое признание Ф. получает
лишь после выхода в свет романа «Шум и ярость» («The Sound and the
Fury», 1929), где впервые осуществляется принцип «двойного видения» –
основной творческий принцип прозы Ф., с помощью которого раскрываются
одни и те же события и характеры с разных точек зрения. Критики
единодушно провозгласили роман «великой книгой», где трагическая тема
«заставляет вспомнить о Еврипиде». На простого же читателя роман
большого впечатления не произвел: новаторская повествовательная техника
Ф. была трудна для восприятия.
Все это время Ф. продолжал встречаться с Эстелл Олдхэм, и после ее
развода в 1927 г. они поженились. У них было две дочери: Алабама,
которая умерла в 1931 г., и Джилл.
Ф. написал свой следующий роман «На смертном одре» («As I Lay Dying»,
1930) за шесть недель, работая в ночную смену на электростанции. В этой
книге, состоящей из пятидесяти девяти внутренних монологов,
рассказывается о путешествии бедной семьи южан Бандренов, которые везут
тело миссис Бандрен в Джефферсон на кладбище.
Хотя американский писатель Конрад Эйкен назвал этот роман «высшим
пилотажем», «На смертном одре» продавался так же плохо, как и предыдущие
книги писателя. Оказавшись перед необходимостью содержать семью, Ф.
решает написать, говоря его же словами, «историю, ужасней которой не
придумаешь», – и через три недели появляется «Святилище» («Sanctuary»,
1931), история молодой женщины, которая была изнасилована гангстером,
после чего, по иронии судьбы, нашла прибежище в публичном доме в
Мемфисе. Роман стал бестселлером; несмотря на сенсационный характер, он
произвел впечатление на многих критиков, в том числе и на Андре Мальро,
который заявил, что «Святилище» – это «греческая трагедия с детективным
сюжетом».
Успех романа лишь временно решил финансовые проблемы писателя,
поскольку спрос на книги в годы Великой депрессии резко упал; кроме
того, романы Ф. не давали читателю возможности отвлечься от жизненных
неурядиц. В поисках более прибыльной работы Ф. в 1932 г. – в том же
году, когда вышел «Свет в августе» («Light in August»), – совершил
первую поездку в Голливуд в расчете на экранизацию одного из своих
рассказов. На протяжении ряда лет Ф. пишет киносценарии таких популярных
фильмов, как «Дорога к славе» («The Road to Glory», 1936), «Гунга Дин»
(«Gunga Din», 1939), «Иметь и не иметь» («То Have and Have Not», 1945) и
«Вечный сон» («The Big Sleep», 1946).
Одновременно Ф. создает такие произведения, как «Пилон» («Pylon»,
1934), «Авессалом, Авессалом!» («Absalom, Absalom!», 1936), «Дикие
пальмы» («The Wild Palms», 1939), «Деревушка» («The Hamlet», 1940), а
также «Сойди, Моисей» и другие рассказы» («Go Down Moses, and Other
Stories», 1942), куда вошел рассказ «Медведь» («The Bear»), один из
лучших в мировой литературе. Многие книги Ф. были переведены на
французский язык и вызвали восторженные отклики ряда европейских
писателей и критиков. «Фолкнер – это бог!» – писал Жан Поль Сартр
американскому критику Малколму Каули. Вместе с тем, как заметил
впоследствии Каули, «на родине Фолкнера читали мало и явно
недооценивали».
Задавшись целью представить Ф. как можно более широкому кругу
читателей, Каули в 1946 г. издал «Избранного Фолкнера» («The Portable
Faulkner»); сборник имел большой успех и вызвал заметное оживление
интереса к произведениям писателя. В своем предисловии к этому сборнику
Каули исследовал сагу Йокнапатофы с точки зрения американского мифа,
назвав романы Ф. «недосягаемым художественным подвигом».
В 1950 г. Ф. была присуждена Нобелевская премия за 1949 г. «за его
значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие
современного американского романа». Присуждение Нобелевской премии Ф.
вызвало противоречивые отклики. «Его называют реакционером, – сказал в
своей речи член Шведской академии Густаф Хельстрём, имея в виду
чрезмерное увлечение Ф. темами ненависти и насилия на американском Юге. –
Но даже если это и так, ненависть у Ф. уравновешивается чувством вины.
Для такого писателя, с его чувством справедливости и гуманности,
ненависть невозможна. Именно поэтому его Йокнапатофа универсальна».
В своей краткой речи Ф. остановился на проблеме выживания человека и
ответственности писателя. «Перед угрозой ядерного уничтожения, – сказал
он, – молодой мужчина или молодая женщина, пишущие сегодня, забыли о
сердечных проблемах, о мятущихся душах... И все же я верю, что человек
не просто выстоит, но победит. Человек бессмертен... потому что у него
есть душа, потому что он способен к состраданию, жертвенности и
стойкости».
Ф. получил Нобелевскую премию в пору творческого кризиса. После
очередной поездки в Голливуд он вернулся в Оксфорд и закончил «Реквием
по монахине» («Requiem for a Nun», 1951), а затем попытался создать свой
«magnum opus» – «Притчу» («A Fable», 1954), роман о первой мировой
войне, главный герой которого, капрал, имеет много общего с Христом.
Однако критики роман не приняли.
Хотя здоровье Ф. было серьезно ослаблено регулярными и тяжелыми
запоями, он воспользовался приглашением госдепартамента представлять
Соединенные Штаты Америки на Международной писательской конференции в
Бразилии в 1954 г. В следующем году Ф. совершает кругосветное
путешествие в качестве официального представителя американского
правительства.
Романами «Город» («The Town», 1957) и «Особняк» («The Mansion», 1959)
Ф. подвел черту под историей семьи Сноупсов, которую он начал в 1940 г.
в «Деревушке». С 1957 г. и почти до самой смерти писатель ведет
семинары в университете штата Виргиния; положение writer in residence
(т.е. писателя, получающего стипендию от университета) еще больше
повысило его репутацию и материальную обеспеченность. Признанный самым
популярным американским писателем в Венесуэле, Ф. в 1961 г. принимает
участие в праздновании 150-летней годовщины этой страны.
В следующем году Ф. начал писать свою последнюю книгу «Похитители»
(«The Reivers», 1962). 17 июня 1962 г. он упал с лошади, а несколько
недель спустя, 6 июля, приехав в санаторий в Байхелиа (штат Миссисипи),
скончался от тромбоза.
Литературная слава Ф. продолжает неуклонно расти и после его смерти.
По словам Майкла Миллгейта, «критики, анализируя причудливые
композиционные и образные модели его книг, приходят к выводу, что
продуманность стиля органически связана с материалом романов, с их
нравственными и эмоциональными мотивами».
«Работая в одиночестве, в бескрайней культурной пустыне Миссисипи, –
писал американский романист и критик Джон Олдридж, – Ф. сумел создать
оазис для своего ума и сад для своего творчества, – сад, который
писатель возделывал с такой любовью, что и в наши дни он продолжает
питать воображение образованных людей во всем цивилизованном мире». |