5 января 1846 г. – 15 сентября 1926 г.
Нобелевская премия по литературе, 1908 г.
Немецкий философ Рудольф Кристоф Эйкен родился в маленьком городке
Аурих возле голландской границы. Его отец, Аммо Баккер Эйкен, работал в
почтовом ведомстве, хотя по своим наклонностям был математиком, а мать,
урожденная Ида Мария Гиттерман, была хорошо образованной религиозной
женщиной, дочерью священника. Раннее детство Э. было омрачено его
собственной тяжелой болезнью, а также смертью отца и младшего брата.
Чтобы поддержать семью материально, мать сдавала комнаты жильцам; она
возлагала на сына большие надежды и, несмотря на трудности, добилась
того, чтобы он получил хорошее образование.
Будучи студентом гимназии в Аурихе, Э. сначала интересовался
математикой и музыкой, однако под влиянием одного из своих учителей,
теолога Вильгельма Рейтера, стал изучать религию и философию. Э. был еще
очень молод, когда поступил в Геттингенский университет для изучения
классической философии и древней истории. В университете Э. посещал
лекции философа Германа Лотце, чьи рационалистические взгляды он не
разделял. Позднее, уже в Берлинском университете, Э. познакомился с
последователем Аристотеля философом Адольфом Тренделенбургом. Этот
великий педагог произвел на Э. огромное впечатление своим умением
установить взаимосвязь между философией, историей и религией. Идеализм
Тренделенбурга оказал глубокое влияние и на творчество Э.
После присвоения ему степени доктора философии в Геттингене Э. пять
лет преподает в высшей школе, в 1870 г. выпускает две брошюры об
Аристотеле, а еще через год получает кафедру философии в Базельском
университете Его «Метод аристотелевского исследования» ("Die Methode der
anstotelischen Forschung") был опубликован в 1872 г.
Спустя два года Э. становится профессором философии в Йенском
университете, где преподает до 1920 г. Его книга «Фундаментальные
понятия современной философской мысли» ("Die Grundbegriffe der
Gegenwart", 1878), вызвавшая большой интерес в научной среде, посвящена
анализу исторических корней различных философских понятий. В 1908 г. Э.
переиздал эту книгу под новым названием «Основные течения современной
мысли» ("Geistige Stromungen der Gegenwart") и связал историческое
развитие философии со своими собственными философскими идеями В
результате Э. заинтересовались светочи философской мысли во всем мире.
В изданной в 1890 г. и чрезвычайно популярной в свое время «Проблеме
человеческой жизни глазами великих мыслителей» ("Die Lebensanschauungen
der grossen Denker"). Э. по-прежнему интересуют проблемы современной
жизни в понимании великих философов прошлого Однако начиная с 1890-х гг.
Э. перестает интересоваться историей философии и начинает излагать
собственные идеалистические, религиозные и этические мысли в таких
трудах, как «Борьба за духовную жизнь» ("Der K-ampf um einen geistigen
Lebensinhalt", 1896), «Истина религии» ("Der Wahrheitsgehalt der
Religion", 1901) и «Основные черты нового миропонимания» ("Grundlinien
einer neuen Lebensanschauung", 1907). Утверждая, что вечные духовные
ценности лежат вне повседневной жизни, философ подчеркивает важность
индивидуальных этических устремлений и призывает человечество стремиться
к духовности.
В 1908 г. Э. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за
серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор,
живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал
идеалистическую философию». Награждение литературной премией философа
стало для некоторых неожиданностью. В своей речи Харальд Нерпе, член
Шведской академии, отметил в этой связи, что Альфред Нобель, учредивший
литературную премию для того, чтобы отметить «выдающиеся произведения
идеалистического направления», одобрил бы такой выбор. «Более тридцати
лет, сказал Нерне, – профессор Э. пишет серьезные исследования в разных
областях философии»
Э. прочел свою Нобелевскую лекцию «Натурализм или идеализм» через год
после вручения премии Натурализм, заявил он, это «вера в связь человека
с Природой». Э. утверждал, что идеализм, которого он придерживается,
тоже несет в себе эту веру, однако стоит выше натурализма, ибо
«поднимается над культурой, над жизнью, осознает себя в вечности».
В 1911 г. Э. прочел курс лекций в Англии, а в следующем году провел
шесть месяцев в Гарвардском университете. В Соединенных Штатах философ
читал лекции в Смит-колледже в Лоуэлловском институте в Бостоне и в
Колумбийском университете. В этой поездке Э. также познакомился с Эндро Карнеги.
Э. собирался поехать в Японию и Китай, но внезапное начало первой
мировой войны нарушило его планы. Во время войны философ осудил Англию,
обвинив ее в «зверином эгоизме», и доказывал, что Германия не несет
ответственности.
В 1882 г. Э. женился на Ирене Пассов, у них родились дочь и два сына. Э. умер в Йене в 1926 г.
Э. часто критиковали за то, что он не учитывал достижений современной
науки, и тем не менее у философа было немало последователей; некоторые
из них считали его крупнейшим мыслителем и моралистом своей эпохи. В
книге «Рудольф Эйкен. Его жизнь и влияние» (1913) Мейрик Бут отмечал,
что в Э. «сочетались интеллектуальная глубина, острота чувства и умение
сопереживать». Й. хотя и наши дни имя Э. встречается, как правило, лишь в
подстрочных примечаниях, современные философы время от времени на него
ссылаются. В 1970 г., например, Уоррен Штайнкраус назвал Э. поборником
«истинной духовности, не поверхностной морали, но жизни, полной
благородства и достоинства». |