8 декабря 1832 г. – 26 апреля 1910 г.
Нобелевская премия по литературе, 1903 г.
Норвежский поэт, драматург, прозаик и журналист Бьернстерне Мартиниус
Бьернсон был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера
Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы Бьернсон (урожденной Нурдрок).
Когда Б. было 5 лет, его семья переехала из Квикне, маленького
церковного прихода в горах, в живописный район Ромсдал в Западной
Норвегии, где мальчика определили в школу в прибрежном городе Молде. Не
по годам развитый, Б. писал стихи, издавал рукописную газету, проявлял
большой интерес к политике.
В 1849 г. Б. приехал в Христианию (ныне Осло) готовиться к
вступительным экзаменам в университет, здесь он встретился с Генриком
Ибсеном и другими крупными норвежскими писателями. В университет Б.
поступил в 1852 г., однако, достигнув в следующем году совершеннолетия,
он перестал посещать занятия и окунулся в политическую, театральную и
литературную жизнь города. На протяжении двух лет в разных газетах
выходили его театральные обозрения и критические статьи, им также была
начата кампания по созданию норвежского национального театра Б.
становится ведущим культурным деятелем страны.
В 1854 г. Б. работает театральным критиком в утренней газете Осло
«Моргенбладет» ("Morgenbladet"), а два года спустя начинает издавать
«Иллюстререт Фолькебладет» ("Illustreret Folkebladet") – журнал, в
котором были впервые опубликованы записанные им народные сказки. Летом
1856 г. Б. едет на студенческую сходку в Швецию, где, по словам критика
Харальда Ларсона, «он был потрясен воспоминаниями о прошлом, видом
национальных костюмов, оружия, надгробий шведских королей».
Вдохновившись идеей воссоздания истории своей собственной страны, Б.
пишет очерк «Как я стал поэтом», в котором торжественно поклялся создать
«галерею предков» из исторических пьес, с тем чтобы возродить у
норвежского народа чувство национальной гордости.
Стремясь выполнить свои обязательства перед национальным театром, Б. в
1857 г. становится директором нового «Норске театер» в Бергене. В
следующем году Б. женится на актрисе Каролине Реймерс, от брака с
которой у него было несколько детей. Один из сыновей писателя, Бьерн,
стал известным артистом и режиссером, а дочь Берглют вышла замуж за сына
Ибсена, Сигурда. Работая в театре, Б. продолжал писать стихи, пьесы и
повести, издавал газету, занимался политикой. Его стихотворение «Да, мы
любим эту землю» ("Ja, vi elsker dette Landet"), написанное в 1859 г.,
было впоследствии положено на музыку и стало норвежским национальным
гимном.
Возвратившись в 1859 г. в Осло, Б. начал издавать ежедневную вечернюю
газету «Афтенбладет» ("Aftenbladet"), ставшую при нем органом новой
либеральной партии. Однако его либеральные и реформистские передовицы
оказались настолько непопулярными, что вскоре писателю пришлось уйти с
поста главного редактора. С 1860 по 1863 г. Б. живет за границей,
преимущественно в Италии, а по возвращении в Осло становится директором
«Христиания театер» (1865...1867).
До 1873 г. Б. в основном пишет стихи, песни, сказки, повести и пьесы
на исторические темы. Как и у Ибсена, главными героями этих произведений
были крестьяне и средневековые герои норвежских саг. Такие лирические
повести, как «Сюнневе Сульбаккен» ("Synneve Solbakken", 1857), «Арне»
("Arne", 1859) и «Веселый парень» ("En Glad Gut", 1860), стилистически
близкие норвежским устным народным преданиям, живописуют жизнь
крестьянства в современном обществе и обычно завершаются на
положительной ноте. Влиятельный датский критик Георг Брандес в 1886 г.
отмечал в одном из своих очерков, что «Веселый парень» «подобен
освежающему ветерку, несущему избавление от тоскливой меланхолии,
отягчающей норвежский ум». И все же Б. стремился не столько воспеть
жизнь веселых селян, сколько показать, что со своим стоицизмом и любовью
к приключениям они являются духовными наследниками тех нередко
обреченных героев его исторических трагедий, которые боролись за
примирение язычества с христианством. Свою первую пьесу «Вальборг»
("Valborg") Б. снял с постановки, так как счел ее слишком банальной, –
поэтому первой пьесой писателя принято считать «Между битвами» ("Mellem
Slagene", 1857). За этой исторической пьесой, где описываются
драматические события XII в. в Норвегии, последовали другие: «Хромая
Гульда» ("Halte Hulda", 1858), «Король Сверре» ("Kong Sverre", 1861),
«Сигурд Злой» ("Sigurd Slembe", 1863) и «Мария Стюарт в Шотландии»
("Maria Stuart i Skotland", 1864). Трилогия «Сигурд Злой», повествующая о
таинственном претенденте на средневековый престол, считается лучшей из
пьес, написанных Б. по мотивам норвежских саг, и ставится в один ряд с
«Борьбой за престол» Ибсена.
К концу 1860-х гг. поэтическое творчество Б. достигло своего
расцвета. В 1870 г. вышли его «Стихи и песни» ("Digte og Sange"), многие
из которых были позднее положены на музыку. Эпическая поэма в
пятнадцати песнях «Арнлют Геллине» ("Arnljot Gelline") была опубликована
в том же, 1870 г., и получила высокую оценку Георга Брандеса,
назвавшего ее «не превзойденной по красоте описания природы». Впрочем,
тот же Брандес, увлеченный идеями Чарлза Дарвина, Джона Стюарта Милля,
Шарля Огюстена Сент-Бева и Ипполита Тэна, убеждал Б. изменить свои
литературные пристрастия. В цикле лекций, прочитанных в Копенгагене в
1871 г., Брандес призывал скандинавских писателей отказаться от
романтических и националистических представлений в пользу реалистической
трактовки человеческих проблем, и Б. вскоре последовал его призыву.
В 1873...1876 гг. писатель живет в Риме, в это время он оставляет
фольклорные и исторические темы и обращается к социальной критике.
Страстный защитник политической и культурной независимости Норвегии, Б.
разделяет идеи «пан-скандинавизма», ратует за мир и международные
гражданские права. Несмотря на то что Б. считал христианство
жизнеутверждающей религией, он отвергал божественную природу Христа и
открыто критиковал лютеранскую церковь за непонимание законов эволюции и
за то значение, которое лютеране придают греху и осуждению на вечные
муки. Взгляды Б. заставили набожных норвежцев осудить его как еретика.
Возможно, именно по этой причине писатель и провел долгое время за
границей, в том числе в Соединенных Штатах (1881). В 1893 г. Б.
поселился на ферме в Норвегии, откуда он часто ездил в Данию, Францию,
Германию и Италию.
Б. был первым норвежским писателем, начавшим писать пьесы с серьезной
социальной проблематикой – жанр, который предстояло развить Ибсену. В
«Банкротстве» ("En fallit", 1875) запечатлена деятельность биржевых
спекулянтов – тема, раньше считавшаяся для серьезной драмы запретной. В
«Редакторе» ("Redakteren", 1875) описываются последствия журналистской
сенсации. В драматической поэме «Король» ("Kongen", 1877) – эклектичной
смеси комедии и мелодрамы – писатель выступает с критикой монархии и
церковной догмы.
В 1880-х гг. Б. создает свои лучшие «проблемные» пьесы. В «Рукавице»
("En handske", 1883) писатель бросает вызов двойственности буржуазной
морали в вопросах пола. Суть драмы «Свыше наших сил» ("Over Evne",
1886), где выведен фанатичный священник, который умышленно не спасает
жену, в том, что мораль и общечеловеческие ценности должны взять верх
над религиозным фанатизмом. Эта драма с успехом прошла по всей Европе, а
в ее нью-йоркской постановке в главной роли играла Патрик Кэмпбелл.
Свою собственную страсть к политическим кампаниям Б. высмеял в пьесе
«Любовь и география» ("Geografi og kjaerlighed", 1885).
В 1884 г. Б. написал довольно неровный реалистический роман «Флаги
веют над городом и над гаванью» ("Det Flager i Buen og pa havnen"), где
рассказывается о сексуальном воспитании в школе для девочек. В другом
реалистическом романе «По божьему пути» ("Pa Guds Veje", 1889)
раскрывается конфликт между наукой и религией. Эти произведения, по
словам английского критика Эдмунда Госсе, «отличаются точностью деталей и
наблюдательностью».
В 1903 г. Б. был награжден Нобелевской премией по литературе «за
благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отличалась
свежестью вдохновения и редкой чистотой духа», а также за «эпический и
драматический талант». В своей Нобелевской лекции Б. говорил, что
настоящий писатель должен уметь отличать добро от зла: «Хорошие и дурные
идеи сыграли свою роль во всех областях нашей жизни; они являются
частью нашей тяги к знаниям, питают нашу жизненную энергию... Цель
любого искусства состоит в том, чтобы отразить эти идеи».
В 1910 г., через год после выхода в свет последней драмы писателя
«Когда зацветет новый виноград» ("Nar den ny vin blomstrer"), Б. умер в
Париже в возрасте 77 лет. Девятитомное собрание сочинений писателя было
опубликовано в 1919 г.
По словам американского критика, выходца из Норвегии Ялмара Йорса
Бойесена, Б. «видел в оборванном норвежском крестьянине национальное
величие, а прикладывая ухо к сердцу нации, слышал биение ее скрытых
эмоций. И когда он подал голос и запел, каждый скандинав почувствовал,
что это его собственный голос». Хотя в свое время Б. сравнивали с
Ибсеном, сегодня его лучше знают и выше ценят как поэта и сказителя, чем
как драматурга. Сила стихов Б., писал английский критик XX в. Джеймс
Уолтер Макфарлейн, состоит в «их чистосердечной жертвенности, в простоте
и естественности чувств», а также в лиризме и патриотическом порыве.
Сравнивая Б. с Ибсеном (который так и не был удостоен Нобелевской
премии), английский критик Брайан В. Даунз отметил, что «будущее на
стороне Ибсена, который остается великой державой литературного мира,
чего нельзя сказать о Б. и в то же время произведения Б., как правило,
заслуживают внимания». |