ИНСТРУКТАЖ: Сейчас вы
будете закреплять полученные знания следующим образом. У вас на столах
лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Каждое задание имеет свою
цель: 1-е задание – нацелено на отработку умения находить слова на
новое правило и обозначать орфограммы, 2-е и 3-е задания направлены на
отработку навыков правописания слов с приставкой на –з и –с.
ЗАДАНИЕ 1. ПРИСТАВКИ НА
–З И –С
Выпишите из текста слова с приставкой на з-(с-). Объясните графически
выбор букв.
В лес я приходил к рассвету, ложился на
опушке леса и ждал, когда придет день. Сквозь сероватую мглу чуть видны
под горою сероватые луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и
расплылись, растаяли в туманах. Но вот восходит солнце, на черных
гривах лесов беззаботно вспыхивают огни.
ЗАДАНИЕ 2.
От данных существительных с
предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите
к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Образец: без плана – бесплановая работа.
Без заботы – ..., без крыльев – ..., без дома – ..., без края – ..., без конца – ..., без руки – …,без хозяйства – ..., без цели – ..., без работы – ..., без толка – … .
ЗАДАНИЕ 3.
Исправьте в словах ошибки. С любыми тремя словами составьте три предложения.
Бесзвучный, безпричинный, исбавиться, разходиться, разпилить, бесжалостный, расгром, разсол, безхитростно, бесвкусный.
Можно предложить проверять
работу самостоятельно по заранее заготовленным карточкам-ключам,
исправляя ошибки ручкой другого цвета. И так поочерёдно с каждым
заданием.
Ключ к 1-му заданию:
Учитель графически объясняет выбор букв карандашом.
К рассвету, разрезаны, расплылись, растаяли, восходит, беззаботно, вспыхивают.
Ключ ко 2-му заданию:
Без заботы – беззаботный мальчик, без крыльев – бескрылая птица,
без дома – бездомное животное, без края – бескрайняя равнина,
без конца – бесконечные дела, без руки – безрукий мужчина, без хозяйства – бесхозяйственная соседка, без цели – бесцельный человек, без работы – безработная женщина, без толка – бестолковый день.
Ключ к 3-му заданию:
Беззвучный, беспричинный, избавиться, расходиться, распилить, безжалостный, разгром, рассол, бесхитростно, безвкусный.
Я избавлюсь сегодня от ненужных вещей.
Мы распилили все доски.
У бабушки получается очень вкусный рассол для огурцов.
От данных слов при помощи указанных
приставок образуйте новые слова. Объясните правописание. Составьте по
два словосочетания со словами, образованными от выделенных.
Из- (ис-): сохнуть, черпать, жевать, сушить.
Без- (бес-): спорный, злобный, смертный, вкусный, шумный, ценный, сонный, славный.
Раз- (рас-): чертить, считать, следовать, знакомиться, седлать, чёт, сеять.
Воз- (вос-): звание, становление, зрение, создавать, давать. |