1. Какое утверждение является неверным? А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений. Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных. В.
Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе
предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи. Ночью
ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени
он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения. А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат). Б. Я взглянул на небо … (следствие). В. Здесь нельзя проехать … (причина).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет. Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов: А. простое с однородными членами (без союзов) Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне? А. разделяет подлежащее и сказуемое Б. обозначает пропуск члена предложения В. разделяет части сложного бессоюзного предложения Г. выделяет вводное предложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались. А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого. Б. Предложения рисуют быструю смену событий. В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8.
Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди
разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а
другие прежде говорят и делают, а потом думают. А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда
мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о
каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем
себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя
бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены). 1) Не спится няня здесь так душно. 2)
Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу
исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке. 3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце. 4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной. 5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей. |