Без гениального немецкого автомобильного
конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche; 1875–1951) мир вряд ли
увидел бы знаменитый «жучок» – первый «Фольксваген». Однако без
выдающихся способностей (конструкторских и деловых) его сына не появился
бы автомобиль «Порше».
Фердинанда Порше следовало бы назвать
австрийским или даже чешским автомобильным конструктором, потому что он
родился на территории тогдашней АвстроВенгрии в городке Мафферсдорф
(ныне это город Либерец в Чехии). Да и фамилия Порше, как говорят,
восходит к старому славянскому имени Бореш («борец»). С детства
Фердинанд был окружен техникой, дневал и ночевал в механической
мастерской отца. Когда ему исполнилось 18 лет, он уехал в Вену и
некоторое время работал в электрической компании, а вечером посещал
лекции на техническом факультете Венского университета. Кстати, диплома
об образовании Фердинанд Порше так и не получил.
Первые несколько автомобилей конструкции Порше
приводились в движение электродвигателями. В 1906 году Порше стал
главным конструктором на заводе Даймлера в Австрии. Его любимым делом
было создание гоночных автомобилей. С 1924 года Порше – технический
директор знаменитого завода Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) в
Штуттгарте. Уже тогда, по-видимому, в его голове родилась идея создания
небольшого автомобиля для широких слоев населения. После слияния
компаний Даймлера и Бенца (это произошло в 1926 году) новый совет
управляющих противился осуществлению этой идеи, и в 1929 году Порше
решил уйти на «собственные хлеба». В 1931 году он организовал в
Штуттгарте консультационную конструкторскую фирму.
Порше везло на знакомства с властителями. В
1902 году его призвали на военную службу. В армии он служил водителем у
эрцгерцога Фердинанда. Того самого, с убийства которого в Сараеве
началась Первая мировая война. В 1910 году, когда он участвовал в гонках
на автомобиле «Австро-Даймлер» своей конструкции, механиком в его
команде был способный хорват Иосип Броз Тито, будущий маршал и вождь
Югославии. В 1932 году Фердинанд Порше совершил длительную поездку в
СССР. Советская жизнь интересовала прагматичного Фердинанда по двум
причинам: отсутствие в стране экономического кризиса и развитие
автотракторной (а лучше сказать, автотанковой) промышленности. На
сделанное товарищем Сталиным предложение стать наркомом
автопромышленности или, по крайней мере, генеральным автоконструктором,
Порше ответил отказом. Он бредил автогонками, а Советский Союз строить
гоночные автомобили не собирался.
Несколько лет Порше носился с проектом
маленького «семейного» автомобиля. Этот проект никого не интересовал, и
Порше даже пытался изготовить прототип нового «малыша» на заводе
Даймлера за счет собственной страховки жизни. Но вот власть в Германии
оказалась в руках Адольфа Гитлера. Проект «народного автомобиля»
(Volkswagen) очень хорошо вписывался в гитлеровскую программу развития
Германии: у каждой немецкой семьи должен быть свой автомобиль.
В 1934 году конструкторское бюро Порше получило
задание на создание трех автомобилей-прототипов, и в 1936 году работа
была выполнена. Завод для производства «Фольксвагенов» было решено
построить на «пустом» месте и совсем не в «автомобильном краю» Германии,
не в Баварии или в Вюртемберге, а в Нижней Саксонии, недалеко от
Ганновера. Здесь же вместе с заводом построили и город Вольфсбург для
рабочих и инженеров.
От «автотанковой промышленности» все же уйти не
удалось. Построенный в 1940 году (уже в ходе Второй мировой войны)
завод в Вольфсбурге занялся не производством «машин для народа», а
выпуском военной техники, бронетранспортеров и командирских автомобилей.
Порше принимал участие в проектировании первых современных немецких
танков, получивших название «Тигр», а также самоходной артиллерийской
установки «Фердинанд».
В 1945 году Фердинанду Порше пришлось
расплачиваться за любовь к нему фюрера: 15 декабря французские
оккупационные власти арестовали его как военного преступника. Вполне
возможно, что на нем выместили злобу за неудачу проекта перемещения
заводов «Фольксваген» во Францию в счет репараций. Перемещение не
удалось не столько из-за саботажа Порше, сколько из-за разгильдяйства
французской военной администрации. Так или иначе, его почти два года без
суда продержали в тюрьме. В это время роль руководителя семейного
предприятия взял на себя его сын, тоже Фердинанд (в семье его звали
ласково Ферри).
Младший Фердинанд Порше (Ferdinand Anton Ernst
Porsche; 1909–1998) с детства бредил машинами, как и его отец. Ферри
много времени проводил и в мастерских, и в конструкторском бюро. Водить
автомобиль он научился в 10 лет. В 1931 году Ферри поступил в
конструкторскую фирму, которую его отец открыл в Штутгарте.
В 1946 году перед Ферри стояла задача:
заплатить за отца выкуп в полмиллиона франков. Заводы в Вольфбурге
сильно разбомбили. Чтобы как-то сохранить их «на плаву», Ферри брал
заказы на ремонт автомобилей, водяных насосов и лебедок. Выкупить отца
из тюрьмы помог гонорар за сконструированный им гоночный автомобиль.
Ферри переехал в Австрию, основал в городке Гмюнд компанию под именем
«Порше» и начал готовить к выпуску автомобиль с этим названием. Первые
49 автомобилей «Порше-356» собрали вручную на лесопилке в Гмюнде. Ферри
Порше проявил чудеса изобретательности и изворотливости для того, чтобы
эти машины были проданы и чтобы как следует заработала новая фирма. Ему,
уже известному конструктору, неоднократно шли навстречу. Однако многие
кредиты были выданы исключительно под громкое имя отца. Отчасти
становлению новой фирмы помог договор с «Фольксвагеном», согласно
которому Фердинанд Порше-старший получал долю с каждого продаваемого
автомобиля.
Фердинанд Порше-старший вернулся домой. Он скончался 30 января 1951 года. |