Сатана, или Шатана, является героиней осетинского нартского эпоса. Ее отцом считают Уастырджи, матерью — умершую Дзерассу.
Девочка росла очень быстро: всего через
несколько лет после своего рождения она уже превратилась в красивую
девушку. Став взрослой, она сама выбрала себе жениха — своего брата по
матери — Урызмага, несмотря на то что у него уже была жена. Урызмаг
отказался взять Сатану в жены, но девушка хитростью смогла добиться
своего.
Согласно одной версии, Сатана родила
мужу семнадцать сыновей. Шестнадцать он убил, а последнего ребенка
Сатана успела спрятать, отдав на воспитание Донбеттыру. Но Урызмаг все
же разыскал его и лишил жизни. Существует и другая версия, по которой
Сатану называют матерью Сослана и Батрадза.
Батрадз по приказу Сатаны много раз
оказывал нартам помощь. Сама Сатана тоже хорошо относилась к ним. Она
была запасливой и гостеприимной хозяйкой дома. Когда нарты голодали, она
пригласила их на пир. В качестве угощения она, помимо традиционных
блюд, предложила гостям два напитка, которые изготовила сама, — пиво и
алутон. Никто из осетинских девушек не мог
сравниться по красоте с Сатаной. Даже самой темной ночью от света ее
лица становилось ясно, как днем. Слово, которое произносили ее губы,
было прямым, как солнечный луч, и острым, как меч.
Пиво было изобретено Сатаной случайно:
однажды во время сушки солода она увидела, что птичка начала клевать
хмель, затем солод, а через некоторое время ослабела и стала прыгать по
земле. Увидев это, Сатана выполола солод, сварила и процедила его, а
потом добавила в полученное варево закваску из хмеля. У нее получился
новый хмельной напиток, прекрасно утоляющий жажду, который очень
понравился нартам. Не удовлетворившись изобретением пива и алутона,
Сатана приготовила еще одно новое блюдо: ронг. Она приказала зарезать
барана и сварила его в пиве (согласно другому варианту — в меде). Это
кушанье также полюбилось нартам. Сатана присутствовала на всех советах, и
к ее решениям всегда прислушивались. Она защищала интересы нартов.
Например, однажды Урызмага пригласил на пир Бората, для того чтобы
погубить. Сатана, предчувствуя опасность, дала Урызмагу платок и
приказала бросить его на пол в случае смертельной угрозы. Урызмаг так и
сделал, и в ту же секунду рядом с ним появился Батрадз, который и спас
его.
В другой раз Урызмаг, попав в плен,
отправил нартам послание, в котором просил прислать за него выкуп: сто
сотен однорогих быков, сто сотен двурогих, трехрогих, четырехрогих и
пятирогих. Сатана догадалась, что речь идет не о быках, а о воинах:
однорогие быки означают пешее войско, двурогие — конницу и т. д. Она не
раз надевала доспехи и участвовала в сражениях наравне с мужчинами. Обо
всем, что творилось в окрестностях, Сатана узнавала благодаря волшебному
небесному зеркалу. В нартском эпосе балкарцев, адыгов, абазин,
карачаевцев она предстает как Сатаней, а в абхазском эпосе ее имя
изменено на Сатаней-Гуаша.
|