Начикетас является героем древних
индийских легенд. Его имя переводится как «незнающий», что, вероятно,
означает стремление к знаниям, поиски путей к нему. Сведения о
Начикетасе имеются в поздневедийской литературе. Легенды о ним
приводятся в «Тайттирия-Брахмане» и «Катка-упанишаде».
Когда Начикетас достиг юношеского
возраста, его отец, брахман Ваджашраваса, решил раздать все свое
имущество. Мальчик подумал, что отец отдаст и его, и три раза задавал
ему вопрос о том, кому он будет принадлежать. Ваджашраваса разгневался и
воскликнул: «Я отдам тебя смерти!», подразумевая правителя страны
мертвых Яму. Начикетас отправился к Яме и провел у него три дня и три
ночи, ожидая хозяина. За это время изгнаннику не дали никакой пищи. На
третью ночь Яма вернулся в свои владения, увидел юношу и встретил его с
невероятным радушием, как дорогого гостя. Он угостил Начикетаса и обещал
исполнить три его желания. Первое желание — чтобы Ваджашраваса был
милостив к своему сыну — Яма исполнил тотчас же. С раннего детства Начикетас стремился
к мудрости и старался найти ответ на свои вопросы о смысле жизни и
смерти. Более всех остальных его волновал вопрос о том, что ждет
человека после смерти. Неожиданный гнев отца дал ему возможность
получить ответы на свои вопросы.
Затем Начикетас попросил Яму рассказать
ему о жителях небесного царства, о том, как они преодолевают чувство
голода и жажды и наслаждаются бессмертием, не чувствуя страха, не старея
и не умирая. Яма исполнил просьбу юноши и рассказал ему о начале мира —
огне, об устройстве жертвенного алтаря, о том, из каких частей он
состоит, и о порядке их расположения.
Начикетас запомнил все, что услышал, и
повторил Яме, а тот в награду за усердие юноши назвал небесный огонь
именем своего слушателя — Начикетас. Тот, кто три раза зажжет огонь и
совершит при этом необходимые действия, будет удостоен божественного
дара: покинет бесконечную цепь перерождений и, забыв о печали и страхе,
перейдет в иной мир радости и покоя.
В заключение Начикетас спросил у Ямы,
что ожидает человека после смерти. Несмотря на свое обещание, Яма не
захотел давать ответ. Вместо этого он предложил своему гостю
всевозможные дары и богатства: золото, драгоценности, красавиц, долгую и
счастливую жизнь, своих детей и внуков. Но Начикетас ответил, что
человек не должен радоваться богатству и всевозможным земным благам,
т. к. не сможет владеть ими вечно. Наступит день, когда Яма явится за
ним, и ему придется оставить все, что он имеет на земле. Услышав это, Яма понял, что Начикетас
имеет право услышать ответ на свой вопрос, и рассказал ему о том, что
главным богатством для человека является знание, которое он может
приобрести самосозерцанием, отказом от мирских богатств. Только так
человек сможет осознать, что представляет собой переход от жизни к
смерти. Яма открыл гостю смысл символов священного слога «Ом» и поведал о
том, чего способен достичь высший атман. Яма сравнил его с владельцем
колесницы: тело является самой колесницей, рассудок отождествляется с
колесничим, разум — с поводьями, чувства — с конями, предметы и
восприятие — с дорогой.
|