Иранские мифы называют Йиму героем,
первопредком человечества. О его деятельности рассказывается во многих
легендах и сочинениях, в т. ч. в «Видевдате» и «Ясне». В этих источниках
подробно описывается, что он занимался социальной организацией
общества, создал блага цивилизации. Его также считают владыкой мира в
эпоху золотого века. Когда он правил людьми, не было ни болезней, ни
старости, ни смерти, ни пороков. Люди жили в счастье и довольстве.
Отцом Йимы был Вивахвант, которого
почитали как воплощение Солнца. Солярные черты придавали и самому Йиме,
однако, в отличие от отца, он родился не богом, а смертным человеком.
В «Авесте» (древнеиранском собрании
сочинений) указывается, что вся деятельность Йимы происходит на земле.
Как и у любого другого человека, у него были родственники (брат) и жена,
которую называют первой женщиной, прародительницей всех живущих на
земле. Жена по имени Йимак являлась одновременно и родной
сестрой-близнецом Йимы. Они поженились, и от их союза родились первые
люди, заселившие землю.
В тексте «Авесты» и других мифах
неоднократно подчеркивается смертность героя и даже описываются
подробности гибели. Например, согласно одной из версий, он погиб от руки
своего родного брата Спитьюра. Последнего одолел злой дух, и, обезумев,
Спитьюр распилил Йиму надвое. Йима — противоречивый герой. В
древнеиранских легендах о нем упоминается как о первом человеке, в
древнеиндийских — как о владыке царства мертвых.
Индийцы, также знакомые с мифом о Йиме,
напротив, считали его правителем загробного мира. По-древнеиндийски его
имя звучит как «Яма», что означает «близнец». У него была сестра-близнец
по имени Ями, которая захотела выйти за него замуж и родить детей, но
Яма не согласился, указывая на их кровное родство.
Индийцы не считали Яму богом. Они, как и
иранцы, верили, что он был первым человеком, который умер и попал в
царство мертвых, став его правителем и «собирателем людей», готовящим
«место упокоения» для умерших. Он восседает на своем троне, который
окружают боги и души праведников. Рядом с ним находятся два
четырехглазых пса с широкими ноздрями, стражи и вестники будущего.
Иногда они покидают своего хозяина и бродят по земле, ищут людей,
которым следует переселиться в царство мертвых.
Когда к Яме приводят душу умершего,
писец Читрагупта, входящий в окружение правителя царства мертвых,
зачитывает сведения обо всех его поступках, совершенных на земле.
Выслушав доклад, Яма принимает решение о том, где умершему надлежит
пребывать. Согласно его решению, новоприбывшего отправляют либо в
райскую обитель предков, либо в одну из адских обителей.
Его сестра Ями горько оплакивала смерть
своего брата. В то время ночи на земле еще не существовало, и женщина
постоянно повторяла: «Только сегодня он умер!». Ни в чем не могла она
найти успокоения. Боги, услышав это, сжалились над ней и создали ночь, в
течение которой Ями сумела бы забыть о своем горе.
|