Ича является героем самодийской
мифологии. У этого героя много имен: Итьте, Ичкачка или Ичакэчика, что
означает «Ича-племяшек». Легенды об этом герое возникли в период
формирования самодийской общности.
Некоторым ученым удалось записать многие
легенды, которые самодийцы раньше передавали из поколения в поколение в
устной форме. В них Ича предстает как культурный герой самодийских
племен, для которых он является олицетворением доброго начала и
божественным покровителем селькупов. Его почитали как небесного
всадника, громовержца, поражающего стрелами-молниями злых духов, которых
насылал злой бог Кызы. Грозу самодийцы объясняли поединком Ичи и слуг
Кызы. От коня Ичи, как рассказывали самодийцы, родились шаманские
духи-помощники — саблерогие олени. Согласно самодийским легендам, Ича —
красивый и смелый охотник. Основными атрибутами его снаряжения являются
лук, колчан со стрелами и лыжи, на которых он передвигается.
С детства он жил в чуме вместе с бабкой,
которая и занималась его воспитанием. Она же подарила ему лыжи, лук и
стрелы. Его родителей убил и съел великан-людоед Пюнегусе.
Возмужав, Ича решает сразиться с
Пюнегусе и отомстить за своих родителей. Несмотря на то что он был
гораздо ниже и слабее людоеда, Иче удалось одержать над ним победу и
сжечь его. Из пепла людоеда, согласно мифам, и возникли миллионы
комаров, поселившихся в этой местности.
Далее, как повествует легенда, слепой
шаман, живший в окрестностях, проглотил Ичу вместе с бабкой и чумом, в
котором они жили. Но Ича разрезал острым ножом живот шамана и спасся.
Затем герой совершил еще один подвиг —
отбил у похитителей трех дочерей лесного духа. В благодарность за это
лесной дух отдал Иче девушек в жены. Одна из них родила «медведя-идола»,
от которого пошло племя селькупов из рода медведя.
Ича прожил долгую жизнь и совершил
немало подвигов. Состарившись, он покинул землю селькупов, оставив ее
семизубому демону и «отцу всех русских Кэристосу». Сам же Ича ушел в
землю предков, где обрел покой. А самодийцы стали почитать его как бога и
внесли в высший уровень пантеона.
Удалось записать и космогонические мифы,
объясняющие происхождение Солнца, Земли и других небесных объектов. В
них Ича предстает как сын старика Лиманча, который покинул землю и
переселился на небо, скрываясь от преследования Кызы. В другом мифе
рассказывается, что Ича попал на небо во время битвы со своим двоюродным
братом Кызы. Битва началась на земле, но постепенно они поднимались все
выше и выше и наконец достигли седьмого яруса неба. Там они продолжают биться до сих пор.
Время от времени их кольчуги слипаются от жары, и они не могут
двигаться. Но старуха-покровительница освобождает их, и они снова
продолжают сражение, которое никогда не окончится, т. к. их силы равны.
Поэтому в мире существуют и добро и зло.
|