В мифологических сказаниях монгольских
народов (в том числе и бурят), а также многих тюркских (салары, желтые
уйгуры, тувинцы, алтайцы) и тибето-бирманских народностей часто
фигурирует такой герой, как Гесер (Гесар, Кесар или Дбай Гесер хубун).
Имя этого персонажа эпических сказаний и поэм, часто встречающееся в
шаманских молитвах и заговорах, ведет свое происхождение от
ирано-согдийской формы титула «кесарь» или от имени правителя
Туфаньского княжества, существовавшего в XI столетии в Северо-Восточном
Тибете. Согласно мифологическим преданиям, Гесер — один из трех сыновей
небесного владыки, посланных в государство Лин, не имевшее правителя.
Герой, появившийся на свет в образе безобразного, сопливого ребенка по
имени Джору, еще в детстве продемонстрировал удивительные способности,
за что подвергся преследованиям со стороны своего дяди Тхотуна (в других
вариантах — Чотона или Сотона), который во многих сюжетах фигурирует
как «негативный дублер» героя. Многие тибетские и монгольские народы
считали Гесера покровителем воинов, защитником стад, победителем
демонов и хозяином счастливой судьбы. В шаманских призываниях его
называют бурханом или тенгри, а также сыном неба, живущим на высокой
горной вершине в доме из облаков и туманов.
Довольно часто рассказывается о том, как
победа в одном из конных состязаний сделала Гесера обладателем
красавицы Другмо (Рогмо-гоа, Урмай-гохон), трона и сокровищ Лина. После
этого, согласно преданию, небесный отец посылает ему чудесного скакуна,
герой обретает свой истинный облик, и все узнают его настоящее имя. В
монгольских сказаниях Гесера называют «владыкой десяти стран света,
искоренителем десяти зол в десяти странах света», за ним закрепилась
также слава истребителя демонов.
Одним из первых подвигов Гесера
считается победа над демоном севера — людоедом Лубсаном — при помощи
жены ужасного чудовища Мезы Бумджид, которая, согласно некоторым
легендам, была похищена людоедом у Гесера. Женщина, очарованная смелым
героем, вынуждает его испить «напиток забвения», в результате чего Гесер
остается на севере.
Тем временем в Лине совершается
предательство: Тхотун, напрасно домогавшийся Другмо, обращается за
помощью к правителю соседнего государства. Воины-хоры нападают на Лин и
вынуждают красавицу стать женой короля Гуркара. Эти сведения доходят до
избавившегося от наваждения Гесера, который возвращается на родину в
облике скверного мальчишки. Пробравшись обманным путем к хорам, он с
помощью колдовства избавляется от Гуркара, подчиняет себе его народ и
возвращается в Лин вместе с Другмо. В некоторых легендах рассказывается о
том, как Гесер отправляется в Китай за прекрасной принцессой, здесь он
спасает из ада свою земную мать, уничтожает демонических правителей
севера, юга, запада и востока и подчиняет своей воле подданных этих
земель. В монгольских легендах повествуется об оживлении Гесером
богатырей, павших во время битвы с шарайголами. Во всех сказаниях этот
герой характеризуется как трикстер, использующий в борьбе с врагами
хитрость и колдовство, ловле и уничтожению душ противников.
|